Лондонское метро имеет очень богатую историю, ведь англичане первыми построили подземный транспорт, хоть проект в то время казался просто немыслимым. В день официального открытия метрополитен Лондона перевез более 40 000 человек, а средние показатели год открытия составили 26 000 пассажиров в день, и это более 150 лет назад. Уже тогда население города составляло около 2 миллионов человек, а из общественного транспорта были только омнибусы. Какую-то часть пассажиров еще возили частные извозчики, но этого было явно мало. Железная дорога уже была довольно популярной в стране, но поезда были слишком громоздкими для города. Просто увеличить количество наземного транспорта не было возможности, ведь это создало бы пробки, вот так и пришли к такому радикальному решению, как создать альтернативные подземные транспортные средства большой вместимости.
Лондонское метро уже отнюдь не самое большое в мире, но зато его смело можно считать настоящим брендом. В 1985 году London Underground официально стал ООО, т.е. фактически, самостоятельной организацией.
Как все начиналось
– 1861 – Строительство первой ветки метро, район Сити.
– 1862 – При строительстве Paddington Station прорвало канализацию, вот такая иллюстрация украшает одну из стен музея лондонского транспорта.
– 1862, 24 мая – Директора и инженеры Metropolitan Railway вместе с самим канцлером Уильямом Гладстоном отправляются на осмотр первой ветки метрополитена. Она была протяженностью всего 7 станций – от вокзала Paddington до станции Farrington.
– 1863 – Страницы популярного в те годы местного журнала Illustrated London News во всю красовались изображениями станций.
Картинки из того же журнала, изображающие ликующих жителей Лондона.
– 1869 – Работа над новой веткой Лондонского метрополитена – East London Railway. Подземка стала известной не только в Англии, но и за ее пределами. Эта отрасль приносила не только прибыль, но и славу, а для Англичан это много значит) Развитие подземного транспорта получило наивысший приоритет. К этому делу подключился Чарльз Тайсон Йеркс, американский финансист. Его стратегия развития подземки заключалась в объединении всех линий метро Лондона между собой.
Эра электровозов
– 1900 – Локомотив на электрической тяге. Эта техника прижилась очень быстро, ведь у такого локомотива нет выхлопа, а в условиях тоннелей особо актуально. Буквально за 5 лет электровозами были заменены все паровозы.
1900 – Фото одной из станций на линии Queen`s Road
Фото из музея Лондонского транспорта. Такой вид имели вагоны в 1905 году.
А так выглядела карта метро Лондона уже в 1908 году – множество веток и станций. И это ведь только начало.
– 1911 – Первый эскалатор запустили на станции Эрл Корт.
– 1912 – Строительство станции Банк на центральной линии.
– 1922 – Первый логотип на карте станций. Можно сказать, тогда London`s Underground и стал брендом)
– 1924 – По улицам города перевозят вагон метро для новой линии на севере города.
– 1933 – Генри Чарльз Бек за разработкой карты Лондонского метро. Особенность схемы заключается в том, что линии выпрямлены. До этого использовали наложение станций на обычную карту города, но метро расширялось слишком стремительно, и разобрать на ней что-то было все сложнее.
Вот его схема, на которой красуется новый логотип
В 1935 году открывается первая столовая для работников метрополитена.
В 1939 году руководство создало новый отдел для ведения статистики и планирования новых линий. В основном там работали женщины, и в день отдел перебирал 4 миллиона билетов. Основываясь на данных по загруженности линий, принималось решение по добавлению новых.
На протяжении второй мировой войны Лондонская подземка использовалась как бомбоубежище. Люди спали не только на станциях, но и в вентиляционных и в служебных туннелях.
1940 – Горожане приходят ночевать на Picadilly Circus. Места было мало, так что приходилось натягивать гамаки даже между путями.
Англичане не привыкли унывать, и даже во время войны устраивали концерты. Вот один из них на станции Олдвич.
В 1941 году в вестибюль станции Bank угодила бомба.
1943 год – заводские работницы из эвакуированных заводов в бомбоубежище. Обратите внимание, они радостно улыбаются. Трудно оценить обстановку в убежище тех времен. На фотках все такие довольные и счастливые… Цензура, или просто нация такая…
1945 – Солдаты едут в аэропорт, откуда им предстоит лететь в Европу
После войны
1957 – Директор Лондонской подземки жмет руку машинисту первого поезда, где двигатели расположены в вагонах, а не в отдельном локомотиве, как это было прежде.
1968 – Интерьер вагона для новой ветки Victoria был продемонстрирован на выставке Design Centre. Дизайн был достаточно эргономичным, и особых изменений не претерпел до сих пор.
1973 – на Станции Moorgate произошла катастрофа – в туннеле разбился поезд, в результате этой аварии погибло 43 человека.
1978 – Первый рейс первой женщины-машиниста, Энн Додс.
1986 – Принцесса Диана с принцем Чарльзом в кабине поезда метро на недавно построенной ветке.
1987 – На станции King`s Cross произошел пожар, в котором погиб 31 человек. Причиной стала спичка, попавшая в ступени эскалатора, сделанные из дерева. С тех пор курение в метро было запрещено. Вообще странно, что было разрешено до этого инцидента.
Наши дни
2001 – Забастовка работников метро.
7 июля 2005 года в Лондонском метро прогремело сразу 3 взрыва. В 8.50 с промежутком в 50 секунд террористы-смертники подорвали себя в метро, а еще через час был взорван автобус. В этой террористической акции погибло 52 мирных жителя и около 700 получили ранения разной степени тяжести.
В 2007 году Лондонское метро ставит еще один рекорд – за год объем перевозок перешагнул 1 000 000 000 пассажиров!
31 мая 2008 года в Лондонском метро жители города устроили грандиозную пьянку. А отмечали они новый закон о запрете распития алкогольных напитков в метро)))
А вот такой вот паровоз после тщательной реставрации более чем через 100 лет вернулся на рельсы. Правда, теперь он обслуживает экскурсии. Хотя… В его времена турист, попавший в Лондон, тоже не мог пройти мимо метро ровно дыша)
На сегодняшний день метро Лондона насчитывает 11 линий и 270 станций, при этом общая длина путей составляет 402 км. Под землей из них проходит 45%.