Эволюция лазерного сканирования уже изменила то, как музеи и галереи исследуют и сохраняют свои экспонаты, создавая чрезвычайно детализованные трёхмерные карты текстур и цветов полотен. Теперь австрийская компания Lito Masters предлагает те же технологии для создания сувенирных и коллекционных репродукций для самых преданных фанатов искусства.
Основанная в 2022 году компания Lito Masters заключила партнёрство с рядом крупнейших мировых музеев, чтобы просканировать самые знаменитые полотна именитых художников, включая Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Василия Кандинского и др. Затем на основе результатов сканирования её специалисты создают 3D-модели картин, пригодные для 3D-печати. Готовая продукция представляет собой чрезвычайно детальные репродукции оригинальных работ, повторяющие каждый мазок кистью и трещину, отображая общий рельеф полотна. По словам соучредителя компании Джона Доделанде, реализованная его командой технология 3D-печати представляет собой современный подход к литографии, позволяющий создавать клоны легендарных картин на любой подложке – бумаге, холсте, стекле и пр. Внешне эти репродукции фактически неотличимы от оригиналов, однако у них всё же есть одна существенная разница – цена.
К примеру, копии на холсте полотен из серии «Спальня в Арле» Ван Гога, уходивших с молотка аукционов за девятизначные суммы, доступны по цене менее $4000. В зависимости от размера и материала подложки, стоимость репродукций в ассортименте Lito Masters варьируется от €450 (за небольшую копию одной из миниатюрных картин цикла «Кувшинки» Клода Моне на бумаге) до €6650 (за одну из картин Рене Магритта серии «Империи света» в полный размер на холсте – около 145 см высотой). Компания производит от 150 до 999 копий оригинальных работ, и каждая репродукция сопровождается сертификатом «аутентичности» от музеев, во владении которых находится оригинал.
По словам Доделанде, музеи, как правило, пользуются услугами лазерного сканирования с целью дальнейшей реставрации, сохранения и исследования своих экспонатов, однако многие из них вовсе не прочь использовать результаты сканирования для создания уникальных сувениров. Сканирование полотен обычно происходит вне рабочего времени экспозиций: для обработки всего одного квадратного метра устройству нужно около 6 часов, чтобы тщательно запечатлеть каждый штрих, мазок и трещинку. Представители музеев также считают, что подобные технологии позволяют повысить доступность искусства. Как оказалось, это касается не только возможности приобрести чрезвычайно точные репродукции знаменитых картин за малую часть их реальной стоимости. К примеру, в рамках сотрудничества с Lito Masters Музей Орсе выставил бесцветную и тактильную версию полотна Ван Гога «Церковь в Овере». Посетители могут наглядно изучить (или даже потрогать) рельеф, сформированный особой техникой художника, не отвлекаясь на традиционно богатую цветовую гамму.
В будущем Lito Masters планирует расширить сотрудничество с музеями, охватив как можно больше работ мировых художников. Кроме того, в рамках проекта Lito Editions компания работает с современными художниками, чтобы использовать современные технологии 3D-печати для создания новых полотен.
Источник фото: Lito Masters