Наверняка всем водителям знакома ситуация, когда на узкой дороге перед твоей машиной медленно пыхтит трактор. Впрочем, эта история о полной противоположности такого тихохода – самом быстром тракторе в мире JCB Fastrac Two и его водителе Гае Мартине.
Британец Гай Мартин знаменит благодаря своей неудержимой страсти к скорости. За свою 22-летнюю карьеру в мотоспорте он успел установить несколько мировых рекордов. К примеру, в 2014 году Гай разогнался на безмоторных санях до 134 км/ч, а спустя два года он выжал из своего Индиана 126 км/ч на Стене Смерти и подвергся перегрузке 5,2 g.
В 2019 году британец решил покорить новую дисциплину – тракторные гонки. В качестве рабочего инструмента он выбрал трактор JCB Fastrac 8000, максимальная скорость которого в стоке составляет около 70 км/ч. С его помощью Гай рассчитывал побить рекорд команды Top Gear: в 2018 году им удалось разогнать трактор до 140,45 км/ч.
Первая попытка установить рекорд на немного доработанном JCB Fastrac произошла в июне 2019 года на аэродроме Элвингтон. Мартин и его команда надеялись преодолеть порог в 100 миль/ч (160 км/ч). После серии не самых удачных заездов, во время которых Гай пытался приноровиться к особенностям работы двигателя и переключению передач, гонщик сумел разогнаться до 166,79 км/ч. Ускорение трактора было настолько неожиданным, что автомобили контрольной группы не поспевали за его передвижениями.
Позже Гай рассказывал, что в такой махине, как JCB Fastrac, скорость практически не ощущается, особенно когда его окружает открытая и весьма однообразная местность аэродрома. Мартин был уверен, что его команда справится с отметкой в 100 миль в час, однако он решил не останавливаться на достигнутом. Тогда его жёлтый «зверь» претерпел ещё более весомые изменения. После дополнительных модификаций шестицилиндровый дизельный JCB Dieselmax объёмом 7,2 литра выдавал 1016 л. с. при 2500 нм крутящего момента. Дополнительных лошадей британцы добились при помощи увеличенной турбины с электрическим нагнетателем. Кроме этого, Мартин и его команда серьёзно доработали выпускной коллектор. Изменения также коснулись коробки передач. Оригинальный механизм заменили на 6-скоростную ZF H-pattern МКПП, предназначенную для тягачей. Не менее важным фактором в «формуле успеха» JCB Fastrac Two стало улучшение аэродинамических характеристик за счёт облегчения шасси, уменьшения просвета и соответствующего обвеса.
По словам Гая, JCB Fastrac Two настолько преобразился, что, находясь за его рулём, Мартин порой забывал, что он управляет трактором. Этому также поспособствовали ощутимые изменения интерьера. Вместо стандартного ремня Гай использовал ремень с пятиточечной фиксацией. Кроме того, его команда установила в тракторе мощный каркас безопасности. Внутри JCB Fastrac Two нет привычных обычным моделям холодильника, держателей для стаканов, рации, кондиционера и т. д. Спустя несколько месяцев после установки рекорда 23 октября Гай вновь вернулся на аэродром Элвингтон, чтобы улучшить свой результат. Несмотря на дождливую британскую погоду, верный JCB Fastrac Two Мартина смог достичь скорости 217,57 км/ч, тем самым установив новый рекорд. В какой-то момент Гай разогнался до 247,36 км/ч, однако правила Книги рекордов Гиннесса требуют засчитывать не максимальный, но средний показатель за два пробега в противоположные стороны, чтобы учесть возможные отклонения из-за изменяющихся условий вроде силы ветра или небольшого наклона поверхности.