Железнодорожная система Японии: интересные правила и особенности

Япония вложила немало средств в создание одной из самых инновационных и эффективных железнодорожных систем в мире. На национальном рынке имеется несколько железнодорожных компаний, которые используют самые невероятные тактики для безупречной работы системы. В нашей статье мы расскажем Вам об интересных правилах и особенностях железнодорожной системы Японии.

Штраф за суицид

Исторические корни позволяют говорить о наличии в Японии культуры самоубийства, распространённость этого явления представляет собой серьёзную национальную проблему. Одним из самых распространённых способов самоубийства является так называемое «тобикоми» – суицид при помощи транспортных средств. Подобные случаи иногда приводят к длительным задержкам на железнодорожной линии. Для железнодорожных компаний нарушение графика движения поездов равносильно немалым убыткам, потому свои потери они компенсируют, штрафуя родственников самоубийцы. В каждом случае представители компаний индивидуально рассчитывают размер штрафа в зависимости от продолжительности задержки деятельности линии. В среднем сумма составляет около 6 миллионов иен (почти 54 тысячи долларов) и включает в себя расходы на уборку и ремонт поезда.

Сертификаты за опоздание

Несмотря на невероятно загруженную и развитую железнодорожную систему, японские поезда невероятно пунктуальны. Настолько пунктуальны, что даже при минимальном опоздании пассажиры получают от компании специальные сертификаты. Предварительно подготовленные документы – это не просто способ извинения железнодорожных компаний: пунктуальность – одна из ключевых черт японского национального менталитета, потому работодатели и сотрудники учебных заведений не приемлют опозданий. Сертификат за опоздание является официальным подтверждением того, что опоздание человека случилось не по его вине. Однако это настолько редкое явление, что без предоставления подтверждающей бумажонки учитель вряд ли поверит опоздавшему школьнику. Сертификаты раздают сотрудники железнодорожной станции, но некоторые компании предоставляют также электронные версии сертификатов, на которых указывают точную дату и время прибытия конкретного поезда.

Слишком рано

Как мы уже говорили, пунктуальность – конёк японцев. Оказывается, поездам нельзя не только опаздывать, но и прибывать/отправляться слишком рано. В 2017 году компании, занимающейся перевозками на линии Цукуба-экспресс, пришлось извиняться перед пассажирами за то, что поезд отправился со станции на 20 секунд раньше: вместо 9:44:40 состав уехал в 9:44:20. Японцы свято верят в то, что даже этого времени достаточно, чтобы успеть на нужный поезд, если уверен в его расписании до секунды. В 2018 году представителям компании вновь пришлось краснеть и извиняться перед пассажирами: проводник закрыл двери состава за целых 25 секунд до положенного времени. Он понял свою ошибку, но решил не открывать двери, так как не заметил на перроне ожидающих. А они были – разочарованные несостоявшиеся пассажиры пожаловались в компанию и потребовали публичного извинения.

Говорю и показываю

В Японии машинисты, проводники и работники станций часто вслух проговаривают собственные действия и информацию о прибытии или отправлении поезда, сопровождая речь специальными жестами. Хотя со стороны может показаться, что человек не в себе, на самом деле это ничто иное как тактика shisa kanko (говорю и показываю), направленная на избежание ошибок и несчастных случаев. Суть тактики заключается в том, что сотрудник более сознательно воспринимает всё происходящее, когда он намеренно акцентирует на этом внимание. Например, машинист периодически проверяет скорость следования состава и вслух называет показатель прибора. Тактика shisa kanko активно применяется в Японии с начала XX века, потому её результативность давно доказана: проговаривание каждого действия способствует сокращению количества несчастных случаев, спровоцированных халатностью сотрудников, на 85%. Эффективность тактики пришлась по вкусу служащим железной дороги и представителям других отраслей далеко за пределами Японии: например, в Нью-Йорке с 1996 года существует собственная система символов для подтверждения правильной остановки состава и его готовности к отправлению.

Лающие поезда

Олени на рельсах – достаточно распространённое зрелище в Японии, животных привлекают частицы железа, оседающие на железнодорожном полотне. Увлечённые слизыванием железной стружки, олени не замечают приближения состава, что нередко приводит к столкновению. Чтобы отпугнуть парнокопытных, железнодорожные компании были вынуждены искать необычные варианты. Ни ультразвуковые волны, ни даже львиные фекалии, которыми обрабатывали рельсы, не справили на оленей никакого впечатления. В одном из японских железнодорожных институтов придумали совершенно бесхитростный, но безупречный способ: установить на поездах громкоговорители и транслировать специфические сигналы. Первые три секунды динамики издают фырканье оленя, которое должно привлечь внимание животных, затем фырканье сменяется грозным собачьим лаем. Во время тестирования этой чудной системы большинство оленей прекрасно поняли, что им стоит покинуть железнодорожное полотно.

Толкачи

Забитые поезда в час пик – до боли знакомая проблема не только в Японии, однако местные железнодорожные компании нашли способ вмещать в вагоны как можно больше народу. Так на железнодорожных станциях появились oshiya – толкачи, которые буквально заталкивают пассажиров в полные вагоны. Прежде чем стать профессиональным толкачом желающие проходят специальные курсы, которые длятся целых 6 месяцев. Толкачи работают только в утренние и вечерние часы пик, они должны обладать недюжинной физической силой, чтобы сохранять равновесие, заталкивая людей в вагоны, и быть предельно аккуратными, чтобы никого не травмировать.

Мелодии при отправлении

Во всём мире отдельные моменты движения состава сопровождаются определёнными звуковыми сигналами – гудками. В Японии вместо резких и однообразных гудков отправление поезда с платформы сопровождается мелодией, известной как hassha merodi. Как правило, они представлены отрывками из саундтреков к популярным аниме и фильмам. Некоторые компании даже заказывают эксклюзивные мелодии у профессиональных композиторов: Минору Мукайя, бывший клавишник квартета Casiopea, сочинил более двухсот разнообразных мелодий для 110 станций в Японии. Джинглы психологически воздействуют на пассажиров: люди знают, когда закончится мелодия, потому им проще принять решение о том, стоит ли поспешить или всё-таки дождаться следующего поезда.

Женские вагоны

Забитые поезда в час пик – идеальное место для извращенцев, желающих «невзначай» прислониться к случайному человеку. В Японии любителей поприставать в переполненном общественном транспорте называют тикан (мужчин) или тидзё (женщин). Сам акт домогательства в стране Восходящего Солнца считается преступлением. Чаще всего приставаниям подвергаются женщины, потому несколько железнодорожных компаний запустили отдельные женские вагоны, которые курсируют по городу в час пик. В ответ на появление такой альтернативы представители сильного пола тоже стали требовать отдельные мужские вагоны. Дело в том, что в общих вагонах женщины нередко обвиняют в притязаниях всех подряд, а в последние годы наказание за это преступление существенно ужесточили. Размер штрафа составляет не менее 500 долларов, а в тяжёлых случаях преступника ожидает до 7 лет лишения свободы.

Присутствовать и спать

В Японии трудоголизм является настоящим социальным бедствием, с 1987 года в стране даже существует статистика по кароси – смерти от переработки. Многие люди работают с утра до ночи, в связи с чем в японской культуре появилось явление инэмури – «присутствовать и спать»: уставшие японцы спят везде, где только можно, в том числе в транспорте. Во многих странах на спящих в метро людей не всегда реагируют адекватно, однако в Японии это настолько привычное явление, что потревожить сон спящего пассажира считается проявлением неуважения и даже грубостью.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь