В конце 80-х годов прошлого века по спецзаказу правительства на заводе ИЖ активно велись разработки мотоцикла сопровождения правительственных эскортов и чиновников. Эти аппараты должны были поступить в полноценное мелкосерийное производство, а некоторые образцы примечательны тем, что получили роторно-поршневые двигатели. Ничего подобного в Советском Союзе на то время не было. Да и сейчас нет, в принципе)
Роторно-поршневые двигатели для этих мотоциклов разрабатывались инженерами завода ВАЗ, т.к. у них уже имелись некоторые наработки в этой области. Двухсекционный двигатель РД-601 выдавал 52 л.с. при 6000 об/мин и имел крутящий момент 51Нм при 3500 об/мин. Объем двигателя составлял 613 кубов.
Путем проб и ошибок дизайнеры создали сразу несколько образцов эскортного мотоцикла. Надо признать, выглядели они довольно-таки неплохо, хоть во многом и уступали японским спортбайкам.
Иж – Лидер
Первым выпустили ИЖ “Лидер”. Обилие объемного пластика придавало аппарату какой-то грозный вид футуристического рыцаря, и в то же время выглядело все это довольно нелепо. Тем не менее, такие обтекатели очень неплохо защищали наездника от ветра. Во многом внешне он напоминает BMW K1 1988 года, но откровенным плагиатом не отдает.
Всего было построено 2 таких “Лидера”, один из которых был оснащен роторно-поршневым двигателем, а второй – обычным Ураловским поршневым оппозитником.
Иж – Вега
Второй мотоцикл сопровождения назывался ИЖ-8.201 “Вега”. Внешне он был на порядок современнее, и в целом весь проект выглядел довольно перспективно. Дизайнеры работали как с версией роторно-поршневого двигателя, так и с обычными поршневыми оппозитами. С дизайнерской точки зрения, внешне аппарат мог конкурировать со спортбайками мировых производителей, только довольно устаревшими выглядели барабанные тормоза и спицованные колеса. Хотя, проект был опытный, и не исключено, что эти пробелы тоже бы восполнили со временем. Поршневые версии “Веги” оснащались двигателем от Днепра, объемом в 650 кубов.
Создатели данного аппарата вынашивали Наполеоновские планы о том, как наладить серийный выпуск Веги, и даже организовать массовые продажи за границу, для полиции и спецслужб. Но планам этим не суждено было сбыться сразу по нескольким причинам. Во-первых, перестройка не дала вовремя наладить производство, во-вторых – байк все равно уступал мировым аналогам, и смысла в нем не было никакого. Но для внутреннего рынка он был бы очень интересен, ведь до сих пор ничего нормального производить не научились.