Представляем Вашему вниманию новую порцию трудов Джорджетто Джуджаро в эпоху его пребывания во главе дизайн-ателье Italdesign Giugiaro с 1980 по 1989 год.
- Джорджетто Джуджаро и его наследие: деятельность до 1968 года
- Italdesign Giugiaro: период с 1968 по 1979 год
Lancia Medusa (1980)
В 1980 году на Туринском автосалоне дебютировал новый концепт-кар ателье Italdesign Giugiaro Lancia Medusa. Автомобиль был построен на шасси спорт-кара Lancia Montecarlo и разделял с ним одинаковую 5-ступенчатую МКПП и двигатель – 2-литровый рядный четырёхцилиндровый Lampredi. Мощность двигателя составляла 118 л. с. при 6000 об/мин и крутящем моменте 170 Нм.
Чтобы выжать максимум из двигателя, Джуджаро пожелал сделать Lancia Medusa максимально аэродинамичной. Для этого он снабдил её выдвижными фарами, разместил лобовое стекло под минимальным углом, а также утопил внутрь кузова все выпирающие элементы вроде повторителей поворота. Коэффициент сопротивления формы у черновой модели удалось снизить до 0,255, однако добавленные в дорожную версию детали вроде радиатора и боковых зеркал несколько ухудшили это значение, подняв его до 0,263.
Fiat Panda (1980)
Джорджетто Джуджаро и Альдо Монтовани разработали дизайн для первого поколения малого семейного автомобиля Fiat Panda всего за 15 дней. В первую очередь заказчик стремился к созданию простого в обслуживании и недорогого транспортного средства. Эксперты назвали «Панду» своего рода наследником эгалитарного стиля Citroen 2CV и Renault 4 родом из 1950-60-х годов. По мнению Джуджаро, такой автомобиль должен быть максимально комфортным и практичным, потому он снабдил его удобными креслами, вдохновением для которых стали шезлонги, а также просторным салоном и багажным отсеком.
Изначально первое поколение Fiat Panda получило крошечный двухцилиндровый двигатель объёмом 0,5 л и четырёхцилиндровый двигатель 0,9 л. Позже линейку расширили силовыми установками на 0,65 л, 1,1 л и 1,3 л. Оригинальная модель имела передний привод, но спустя 3 года после дебюта «Панды» в серию вышла и полноприводная версия – первая среди автомобилей столь малого класса.
DMC DeLorean (1981)
Об истории взлёта и падения легендарного DeLorean DMC-12, а также о роли Джорджетто Джуджаро в его создании вы можете почитать здесь.
Nissan Prairie (1981)
Источником вдохновения для создания дизайна Nissan Prairie стала Lancia Megagamma, разработанная ателье Italdesign в 1978 году. Данная модель считается первым японским минивэном (иногда его также относят к компактвэнам). Она представляла собой одновременно компактный и просторный автомобиль с высокой крышей и раздвижной боковой дверью. В основе Prairie лежала платформа Nissan Sunny и трансмиссия Nissan Stanza. Среди инновационных характеристик модели было отсутствие средней стойки между водительской и пассажирской дверями, которые закрывались при помощи механизмов на крыше и на полу. Во всех версиях автомобиля, кроме американской, ремни безопасности фиксировались на дверях. Салон Nissan Prairie был весьма практичным: при необходимости его можно было легко трансформировать, до упора отодвинув передние сидения и разложив задние.
Ранние версии первого поколения Nissan Prairie оснащали 1,5 и 1,8-литровыми рядными четырёхцилиндровыми бензиновыми двигателями в паре с 5-ступенчатами механическими или автоматическими КПП. Позже серию дополнили 1,6 и 2-литровые силовые установки. Покупатели могли выбрать между переднеприводными и полноприводными версиями автомобиля.
Lamborghini Marco Polo (1982)
Концепт-кар Lamborghini Marco Polo или Italdesign Marco Polo был стилистическим экспериментом Джорджетто Джуджаро, представленным его ателье в рамках Международной выставки автомобилей в Болонье. Изначально этот дизайн предназначался для седана DeLorean DMC-24, однако из-за банкротства компании этот концепт так и не был реализован. Marco Polo также не было суждено серийным дорожным автомобилем. Более того, данный концепт существовал исключительно в виде «пустышки» без двигателя и трансмиссии. Джуджаро использовал его для отработки характеристик аэродинамики. При этом эмблема Lamborghini на «носу» прототипа вовсе не означала, что его дизайн принадлежит этой компании. Скорее он был своего рода комплиментом от дизайнера, искренне уважавшего данного производителя за его вклад в развитие промышленного дизайна.
В модели Marco Polo Джуджаро стремился добиться наилучших аэродинамических показателей, отчасти жертвуя выразительностью и агрессивностью линий кузова, чтобы получить более тихий салон и возможность сократить расход горючего даже на больших скоростях. Как следствие, Lamborghini Marco Polo мог похвастаться прекрасным даже для современных автомобилей коэффициентом аэродинамического сопротивления – 0,24.
Italdesign Capsula (1982)
Джуджаро всегда смело экспериментировал с форм-фактором автомобилей, в том числе с целью создания транспортных средств, которые использовали бы дорожное пространство максимально эффективно. В ходе воплощения одного из инновационных концептов родился дизайн Italdesign Capsula. Он представлял собой единую платформу с двигателем, трансмиссией, сервотормозом, баком для топлива, запасным колесом, багажником, отопителем и полноценной светотехникой. Данное шасси было построено по образу небольших автобусов и грузовиков: оно являлось полностью оборудованным и абсолютно автономным. По задумке дизайнера, салон должен был лёгким движением прикрепляться к шасси и легко меняться, чтобы одно и то же капсульное транспортное средство в один момент могло стать такси, грузовиком, экскурсионным автобусом или скорой.
Из всех вариантов кузова в металле был реализован только базовый 5-местный седан. Концепт-кар Italdesign Capsula имел отличную обзорность благодаря широким двухъярусным окнам. Двигатель Alfa Romeo скрывался под капотом, который являлся неотделимой частью шасси. Багажные отсеки располагались в основании автомобиля между колёсами, а доступ в салон обеспечивали двери в стиле «крылья чайки». В Italdesign смело заявляли, что при длине автомобиля всего 3720 мм его салон был значительно просторнее, чем у VW Golf 1 или даже Mercedes 380SE.
Fiat Uno (1983)
Появившийся на рынке в 1983 году Fiat Uno на протяжении более чем десяти лет оставался самым популярным мини-автомобилем Апеннинского полуострова. За всю историю производства заводы по всему миру выпустили почти 9 миллионов автомобилей данной модели, что ставит её на 8 место в рейтинге самых воспроизводимых и продаваемых транспортных средств в истории. В стиле Italdesign, несмотря на свою подчёркнутую угловатость, неуклюжесть и скромные габариты, Fiat Uno мог похвастаться отличными аэродинамическими характеристиками и просторным салоном. На рынке были представлены различные версии автомобиля, однако все они были микро- и малолитражными (0,9 – 1,3 литра), поскольку, по мнению производителя, столь миниатюрная машинка не нуждалась в большом количестве лошадей. Fiat Uno стал первым «носителем» двигателей семейства FIRE (Fully Integrated Robotised Engine), собираемых роботами с целью снижения стоимости производства.
Renault Gabbiano (1983)
Ателье Italdesign представило концепт-кар Renault Gabbiano на Женевском автосалоне в 1983 году. Его дебют ознаменовал собой начало плодотворного сотрудничества Джуджаро с корпорацией Renault Group. Автомобиль представлял собой четырёхместное спортивное купе. Название модели происходит от итальянского слова gabbiano, которое переводится как «чайка». Как вы уже могли догадаться, оно отображает тип дверей, закреплённых шарнирами не сбоку, а на крыше автомобиля. Обычно купе оборудуют достаточно вытянутыми по длине кузова дверями, чтобы пассажиры задних и передних сидений могли по очереди забраться внутрь. В Renault Gabbiano дверь в стиле «крылья чайки» позволяла осуществлять одновременную посадку пассажиров. Ещё одна особенность данного концепт-кара – практически сплошное остекление, которое предоставляет водителю и пассажирам прекрасный обзор. Позже такой подход к остеклению, а также некоторые черты дизайна нашли применение в последующих прототипах и серийных автомобилях Renault, в том числе в 21-й модели.
Saab 9000 (1984) / Lancia Thema (1984) / Fiat Croma (1985)
В октябре 1978 4 автоконцерна согласились объединить свои усилия и создать общую платформу для сокращения затрат на разработку новых первоклассных седанов. Спустя несколько лет появилось переднеприводное шасси Type Four, которое легло в основу моделей Saab 9000, Fiat Chroma, Lancia Thema и Alfa Romeo 164. Дизайн кузовов первых трёх автомобилей был разработан в ателье Italdesign, а последний вышел из ателье Pininfarina. По словам Джорджетто Джуджаро, Saab, Fiat и Lancia обратились к нему из-за опасений, что созданные в различных ателье модели окажутся слишком похожими из-за веяний автомобильной моды тех лет. В итоге команда Italdesign выпустила машины, родство которых всё равно довольно легко угадывалось. Несомненным достоинством такого развития событий стала неплохая взаимозаменяемость деталей – при чём даже довольно значимых, например, дверей. Однако при этом все модели сохранили индивидуальный стиль, присущий каждой из марок.
К примеру, Saab 9000 отличался от своих «собратьев» значительно усиленной защитой на случай столкновения. Первые серийные девятитысячные получили прославивший марку двухлитровый турбомотор B202 с четырьмя клапанами на цилиндр (175 л. с.). Дальнейшие модификации также оснащали 2,3-литровыми рядными четырёхцилиндровыми B234 (195 л. с.) и 3-литровыми B308 V6 (210 л. с.).
Ателье Italdesign разработало и производило автомобиль Lancia Thema в кузове седан, а вот универсал параллельно делали в дизайн-мастерской Pininfarina. В общей сложности покупателям были доступны 4 модификации модели по типу силовой установки. Базовая Thema оснащалась 2-литровым 4-цилиндровым 8-клапанным Fiat 834B, а Thema turbo его же турбированной версией: мощность двигателей составляла 120 и 165 л. с. соответственно. Версия Thema 6V получила шестицилиндровый PRV объёмом 2,8 литра. Кроме того, в основном на европейском рынке была представлена дизельная модификация Thema turbo ds с 2,5-литровым двигателем Sofim 8144.91 на 100 лошадей.
В отличие от своих «собратьев», продаваемых как автомобили бизнес-класса, Fiat Chroma оказался в сегменте больших семейных автомобилей. Chroma стал первой серийной моделью компании с поперечным расположением двигателя и передним приводом. Первое поколение получило 4 варианта бензиновых двигателей: рядные четырёхцилиндровые объёмом 1,6 л, 2 л и 2-литровый турбированный, мощностью от 83 до 155 л. с, а также 2,5-литровый V6, развивающий 159 л. с. Кроме того, Fiat Chroma оснащали дизельными силовыми установками объёмом от 1,9 до 2,5 литра, мощностью от 75 до 116 лошадей.
Italdesign Marlin (1984) / Italdesign Together (1984)
В 1982 году Джуджаро разработал концепт-кар Italdesign Orca платформе Lancia Delta. Этот прототип был очередной попыткой дизайнера достичь невиданных ранее вершин аэродинамического искусства. Однако проект, набитый всякого рода инновациями, так и не пошёл в серию, несмотря на весьма многообещающие показатели аэродинамики и управляемости. Спустя два года Туринский авиасалон увидел сразу два автомобиля на шасси Orca – Italdesign Marlin и Together.
Marlin получил своё название в честь стройных форм рыб семейства Марлиновых. При габаритах и вместительности таких автомобилей, как Lancia Thema или Saab, коэффициент его лобового сопротивления составлял всего 0,21. По словам Джуджаро, таких показателей позволили достигнуть большие стёкла, установленные таким образом, чтобы избежать острых углов в месте контакта с кузовом. На Italdesign Marlin также была установлена стеклянная крыша, которая вкупе с круговым остеклением и минимальной площадью стоек давала 360-градусный обзор из салона.
Italdesign Together стал очередной пробой пера Джуджаро в реализации компактного снаружи, но максимально просторного внутри минивэна. Благодаря лишённому острых углов кузову и практически сплошному остеклению он практически не уступал Italdesign Marlin в своих аэродинамических характеристиках. Дизайнер постарался выжать максимум из внутреннего пространства, уместив в Italdesign Together три ряда сидений, хотя тот был всего на 17 см длиннее модели Marlin.
Italdesign Machimoto (1986)
Italdesign Machimoto: не машина и не мотоцикл, но удивительный синтез обоих типов транспортных средств, что и видно из его названия. В этом чуде техники Джуджаро воплотил своё видение необычной концепции прогулочного автомобиля. Данный прототип был разработан на шасси и агрегатах серийного Volkswagen Golf. От мотоцикла концепт-кар Italdesign Machimoto получил традиционную верховую посадку и соответствующую конструкцию сидений, оформление колёс, руль и ручки. На двух параллельных рядах сидений могли разместиться 6-9 человек, которые попадали в салон, отведя боковое защитное ограждение. У каждого пассажира была своя ручка, чтобы держаться на крутых поворотах, и ремни безопасности с двумя точками крепления.
В отличие от множества концепт-каров ателье Italdesign, Machimoto был абсолютно рабочим прототипом. Под его капотом скрывался 1,78-литровый 16-клапанный двигатель от Golf GTI мощностью 139 л. с. В 1996 году мотомобиль даже снялся в итальянской научно-фантастической комедии «A spasso nel tempo».
Volkswagen Orbit (1986)
В 1986 году Volkswagen во всю готовился запустить в серию обновлённую версию Golf II, и Джуджаро предложил поозорничать, облачив платформу Golf Syncro в необычный кузов. Так появился Volkswagen Orbit, который стал продолжением истории о погоне Italdesign за безупречными аэродинамическими характеристиками и максимально просторным салоном. Как и в предыдущих экспериментальных дизайнерских работах итальянского ателье, едва ли вы смогли бы отыскать в Volkswagen Orbit хотя бы один угол. Как внешность, так и интерьер прототипа следовал футуристическим настроениям, заданным его предшественниками.
Eagle Premier LX / ES (1987)
Дебютным автомобилем созданного на основе компании AMC подразделения концерна Chrysler – Eagle – стал Eagle Premier. В 1982 году AMC совместно с Renault начали совместную работу по созданию полноразмерного переднеприводного автомобиля бизнес-класса. Для разработки его экстерьера они обратились к Джорджетто Джуджаро, который взял за основу дизайна более ранние наработки AMC и адаптировал их к современным запросам. Как и во многих своих работах, особое внимание дизайнер уделил аэродинамическим характеристикам. Благодаря этому кузов Eagle Premier имел коэффициент сопротивления 0,31, несмотря на преобладание прямоугольных форм. Большинство агрегатов модели были позаимствованы у автомобилей Renault (21, 25).
При разработке базовой версии Eagle Premier LX производитель решил отказаться от французских двигателей, потому дебютный автомобиль компании получил фирменный рядный четырёхцилиндровой AMC объёмом 2,5 литра и мощностью 111 л. с. В качестве опции покупатели Premier LX могли выбрать шестицилиндровый двигатель PRV (Peugeot-Renault-Volvo) объёмом 3 литра и мощностью 150 л. с., который служил стандартной силовой установкой для более дорогой версии Eagle Premier ES.
Zastava Florida (1987)
Известный также как Yugo Sana, Yugo Miami и Yugo Florida, пятидверный хэтчбек Zastava Florida был одним из самых успешных автомобилей сербской компании Застава. При его разработке Джуджаро почерпнул немало характеристик из своих предыдущих работ: Renault 21, супермини Fiat Uno и SEAT Ibiza. Названием Florida производитель увековечил память о том, что именно Флорида послужила стартовой площадкой для продукции компании Zastava на территории США.
Как и её прототипы, ранние версии Zastava Florida оснащались довольно скромными двигателями объёмом от 1,1 до 1,6 литра мощностью 68-95 л. с. Главным достоинство Zastava Florida считалась технологичность и современность модели, в частности, в сравнении с остальным модельным рядом компании, а также тот факт, что стоимость даже максимальной комплектации никогда не превышала 7 тысяч евро.
Hyundai Sonata Y2 (1988)
После успеха модели Hyundai Excel в Северной Америке руководство корейского концерна приняло решение создать автомобиль, направленный на удовлетворение пожеланий потребителей американского рынка. Так в рамках активной политики по покорению рынка США и Канады появилось второе поколение Hyundai Sonata. Для разработки дизайна экстерьера корейцы пригласили ателье Italdesign. По задумке производителя, новая Sonata должна была окончательно вытеснить Hyundai Stellar в нише больших семейных автомобилей.
Над совершенствованием технических характеристик работали инженеры Hyundai и Mitsubishi, которые поставили новый седан на платформу Mitsubishi Galant пятого поколения. В качестве нового силового агрегата выступил рядный четырёхцилиндровый Mitsubishi Sirius объёмом 2,4 литра на 110 л. с. Кроме того, покупатели могли выбрать и версии с двигателями предыдущего поколения Sonata объёмом 1,8 или 2 литра. Позже специально для требовательных американских автолюбителей модель стали комплектовать Mitsubishi 6G72 V6 (3 литра и мощность до 270 лошадей).
Italdesign Aztec / Italdesign Aspid / Italdesign Asgard (1988)
В честь 20-летнего юбилея дизайнерского ателье Italdesign Джорджетто Джуджаро представил на Туринском автосалоне сногсшибательное футуристическое трио: Aztec, Aspid и Asgard. Первым из чудо-тройки был родстер Aztec, в котором места водителя и пассажира были полностью разделены и находились под отдельными симметричными куполами. С пассажирской стороны также располагалось нечто, напоминающее руль, однако на самом деле таким образом дизайнер решить оформить некоторые органы управления внутренними агрегатами автомобиля и датчики приборов. Aztec оснащался рядным пятицилиндровым турбодвигателем объёмом 2,226 л, мощностью почти 250 лошадей. В общей сложности в ателье Italdesign изготовили около 50 экземпляров необычного родстера стоимостью от 70 до 225 тысяч долларов. В стоимость автомобиля входил небольшой набор инструментов и аксессуаров, который включал в себя фонарик, электрическую отвёртку, компрессор и огнетушитель.
Следом за ним Джуджаро представил миру купе Aspid. Данная модель была идентична автомобилю Aztec до уровня «талии». Ключевыми отличиями были: уменьшенный размер капота, наличие на нём видоизменённого воздухозаборника, а также общее пространство для водителя и пассажира. Как и в случае «Ацтека», чтобы попасть в салон Aspid, было необходимо поднять «купол», а затем отвести в сторону обычную дверь.
Создавая Italdesign Asgard, Джуджаро стремился представить миру футуристический компактный минивэн, который сочетает в себе высокую производительность, агрессивный вид и функциональный салон. От меньших собратьев Asgard отличается увеличенной на 30 см колёсной базой, а также бо́льшей площадью остекления. Кроме того, дополнительная полоса остекления в зоне стоек лобового стекла увеличивает обзор при манёврах. Italdesign Asgard рассчитан на 6 пассажиров: 2 места расположены в одном ряду с водительским креслом, а ещё 3 распределены по пространству салона. К тому же в случае необходимости детей можно разместить на дополнительных креслах в объединённом с салоном багажном отделении.
На всех трёх концептах информация о состоянии систем автомобиля была доступна не только внутри, но и снаружи. При введении соответствующего кода на боковых панелях выводилась информация об уровне и температуре рабочих жидкостей. Кроме того, на пассажирской стороне находился доступ к источнику питания 12В для подключения различных инструментов и гидравлический домкрат. Также общей чертой всех футуристических моделей были прикрытые щитками задние колёса.
SEAT Proto T/TL (1989)
В 1989 году на Туринском автосалоне была представлена нефункциональная модель автомобиля среднего класса SEAT Proto T/TL. Он представлял собой прототип пятидверного седана, обладающего чертами спортивного «скакуна», что заметно по достойному показателю лобового сопротивления – 0,243. SEAT Proto T/TL привёл к укреплению и без того тесных и плодотворных отношений между Italdesign и SEAT. В итоге в 1991 году данный прототип лёг в основу серийного компактного лифтбека Seat Toledo, а в 1992 году Джуджаро открыл испанский филиал ателье Diseño Industrial Italdesign Srl.