В научном журнале Organizational Behavior and Human Decision Process было опубликовано исследование, которое доказывает влияние круглых и дробных чисел на наше восприятие информации. Почему же люди более склонны доверять круглым числам?
На протяжении десятилетий учёные проводят исследования в сфере поведенческой экономики, которая рассматривает влияние когнитивных, эмоциональных и социальных факторов на принятие экономических решений на уровне государств, отдельных организаций и лиц. За время своих наблюдений они сформировали концепт, который подразумевает существование искажения восприятия различных ситуаций из-за того, что люди подсознательно относятся к круглым числам более благосклонно.
Исследовательская работа «Revisiting Attribute Framing: The Impact of Number Roundedness on Framing» учёных из Политехнического института Ренсселера и Университета Айовы направлена на изучение области поведенческой экономики, связанной с так называемым эффектом фрейминга. Этот эффект происходит ввиду искажения оценки какой-либо ситуации под влиянием формы подачи информации. Прежде считалось, что такой силой обладают преимущественно слова, формулировка и смысловые акценты, однако в конкретном случае учёные занялись изучением когнитивных искажений, связанных с использованием круглых или дробных чисел.
В эксперименте приняли участие более 1500 человек, которые должны были оценивать 6 фрагментов информации с цифровыми значениями, переданными при помощи дробных чисел. Анализ результатов опроса показал, что люди относятся к некруглым числам с некоторой опаской и неприязнью. Главный научный сотрудник исследования Гурав Джейн и его коллеги пришли к выводу, что эти числа кажутся нам слишком необычными – человеческому мозгу требуется больше времени, чтобы осознать их значение. Кроме того, для облегчения восприятия испытуемые подсознательно приводили увиденные дроби к более простым в понимании круглым числам. По словам профессора Джейна, когда дробь слишком отличается от некого «идеального числа» вроде 100%, в нашем восприятии информация принимает более негативный оттенок.
В качестве примера можете представить себе такой сценарий: в обсуждении гипотетической вакцины должностные лица общественного здравоохранения назвали её на 91,27% эффективной. Учёные обнаружили, что простые обыватели склонны выражать значительно меньше доверия такому точному показателю, чем, если бы им сообщили о 90%-ной эффективности той же вакцины. В ходе эксперимента исследователи не обнаружили каких-либо очевидных причин изменения восприятия, поскольку предоставленные фрагменты информации были абсолютно нейтральными и не имели негативного контекста для участников.