В рамках проекта HyFlyer II американо-британская компания ZeroAvia провела испытание самого большого водородно-электрического самолёта – модифицированного авиалайнера Dornier 228, рассчитанного на транспортировку 19 пассажиров. Ожидается, что к 2025 году водородно-электрическая силовая установка с нулевым выбросом успешно пройдёт сертификацию и оборудованные ею самолёты начнут осуществлять первые коммерческие рейсы.
Программа HyFlyer II стартовала в июне 2021 года. Она является логическим продолжением оригинального проекта HyFlyer 2020 года, в рамках которого ZeroAvia переоборудовала под использование водорода в качестве топлива шестиместный Piper M. С тех пор самолёт совершил уже более 30 вылетов. Стоит отметить, что в 2021 году один из двухместных тестовых самолётов компании был вынужден совершить экстренную посадку из-за неисправности. И хотя анализ происшествия показал, что дело было не в водородной силовой установке, при планировании проекта HyFlyer II в ZeroAvia решили перестраховаться и заменить водородно-электрическим двигателем мощностью 600 кВт лишь одну из силовых установок (на левом крыле). На правом остался стандартный турбовинтовой Honeywell TPE-331.
В рамках первого испытательного полёта HyFlyer II инженеры ZeroAvia разместили баллоны с топливом, топливные элементы и буферные литий-ионные батареи в салоне Dornier 228. Такая временная компоновка удобна в контексте необходимости постоянной визуальной оценки состояния системы. За 2023 год компания планирует создать и сертифицировать полноценную коммерческую конфигурацию системы, которая разместится за пределами кабины внутри крыла. По оценкам инженеров, запас хода водородно-электрического двигателя в актуальной конфигурации составит около 556 км, а значит оборудованный им самолёт сможет обслуживать лишь региональные рейсы. Для сравнения, стандартный Dornier 228 может преодолевать до 1130 км на одной заправке.
Безусловно, подобные цифры выглядят не слишком впечатляющее на фоне бравады о высокой плотности энергии водорода, однако ZeroAvia уже работает над расширением возможностей водородно-электрических силовых установок. В частности, к 2026 году компания рассчитывает завершить разработку двигателя мощностью 2,5 МВт для самолётов пассажировместимостью от 40 до 80 человек с дальностью полёта до 1852 км. Впрочем, на пути к достижению полной экологизации авиационной промышленности даже 10-минутный полёт HyFlyer II с подтверждением штатной работы всех систем – это значимый шаг навстречу будущему.