Древнее ремесло японских кузнецов в современном мире

Фусахиро Шимоджима – один из немногих в мире кузнецов-мечников, последние 24 года он занимается любимым ремеслом в кузнице в промышленном городе Сайтама. 44-летний японец усердно трудится над каждым изделием, мастерская является для него священным местом, несмотря на искры расплавленного метала и пыль вокруг.

Фусахиро Шимоджима
Фусахиро Шимоджима

В кузнице Шимоджима и его помощники всегда одеты в белое – символ чистоты и невинности, который способен оградить их от нечистой силы. По периметру мастерской развешана симэнава – верёвка из рисовой соломы, элемент древних синтоистских ритуалов, которые защищают мастеров от негативной энергии. Кузница Шимоджимы – настоящий храм ремесла, а самурайские мечи, которые уже много лет изготавливает мастер, не просто оружие – они являют собой часть душевного и духовного опыта человека.

Катана занимает важное место в национальной идентификации Японии, столетиями ими пользовались самураи, дворяне и мастера боевых искусств. Традиционная японская сабля с изогнутым лезвием давно заслужила уважение за высокую прочность и эффективность в ближнем бою. Хотя класс самураев был давно упразднён, а открытое ношение оружия было запрещено, древние технологии мастеров-мечников сохранились и по сей день. Шимоджима специализируется в изготовлении катан мамори – талисманов, которые защищают владельца от болезней и неудач.

Древние технологии

Известно, что первые катаны стали изготавливать более тысячи лет назад, они отличались небольшим изгибом лезвия с односторонней заточкой. Для режущей части катаны используется сорт стали тамахаганэ, в слоях которой содержится разный процент углерода. Шимоджима постепенно нагревает, размягчает металл и перековывает его, чтобы избавиться от примесей и равномерно распределить содержание углерода. Мастер повторяет эти действия 10-20 раз в зависимости от изначального качества тамахаганэ, он должен уметь обозначить точное количество необходимых циклов ковки. Если излишне растянуть процесс, сталь станет слишком мягкой – её прочности будет недостаточно для полноценного меча.

Следующим шагом является закалка металла – по достижению необходимой формы изделия, его несколько раз нагревают до 800 градусов и резко охлаждают водой. В начале этого процесса меч абсолютно прямой, но благодаря разнице в плотности отдельных частей лезвия катана приобретает характерную форму. Конечный результат работы мастера являет собой гармонию силы, гибкости и прочности – на изготовление одного стандартного меча в кузне Широджимы уходит до месяца, а на более сложные варианты с гравировкой и декорированной рукоятью – и того дольше.

Упадок традиции

Несмотря на историческое и культурное значение катаны для Японии, всё меньше людей заинтересованы в их приобретении. В 1980-х в Японскую Ассоциацию Кузнецов-мечников входило около 300 человек, с тех пор их ряды сократились вдвое. Освоение мастерства – трудоёмкий процесс, подмастерья учатся годами и зачастую их труд совершенно не оплачивается.

Широджима впервые увидел катану во время школьной экскурсии в Токийском национальном музее – шедевр возрастом 800 лет поразил парня своей безупречностью, тогда он и решил посвятить свою жизнь ремеслу кузнеца-мечника. Старинные катаны и в наши дни сохранили свой первозданный вид: их лезвие не стало портиться и не поржавело – это является прямым доказательством их высокого качества. Мастер уделяет внимание каждому миллиметру меча, не жалея усилий. Хотя современные технологии массового производства представляют угрозу традиционному кузнечному ремеслу, они никогда не смогут его искоренить – недорогие катаны, которые штампуют в соседнем Китае, никогда не заменят настоящие японские мечи.

Источник: edition.cnn.com

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий