Как срезанные цветы сохраняют свежими при длительной транспортировке

Буквально полвека назад спрос на срезанные цветы во всём мире в основном удовлетворялся локальными усилиями. Однако вследствие энергетического кризиса 1970-х годов в цветочной индустрии произошёл сдвиг, и импортировать растения из экваториальных стран оказалось выгоднее, чем выращивать их в умеренных широтах. Будучи скоропортящимся товаром, они нуждаются в правильном хранении и уходе, а их транспортировка требует соблюдения строгих правил. В нашей статье мы расскажем вам, какой путь проделывают цветы, прежде чем стать частью изысканного букета.

Как срезанные цветы сохраняют свежими при транспортировке
Thursd.
Макс Хюбнер / Fleurop-Archiv

Заслуга развития отрасли доставки подарочных букетов и цветочных композиций принадлежит немцу Максу Хюбнеру, который с юных лет трудился в цветочном магазине своего отца, а затем основал собственный бренд. Он приложил немало усилий для совершенствования международной флористики, а также стал бизнес-новатором, ведь для реализации доставки цветов между городами и даже странами было необходимо уладить множество вопросов не только по логистике, но и по информационному и денежному обмену. С начала XX века эта индустрия эволюционировала, а развитие технологий только подстегнуло её оптимизацию. Благодаря бизнес-модели Хюбнера сегодня компании вроде BuketLand при помощи собственных курьерских сетей доставляют срезанные и горшечные цветы под заказ в Киеве и по Украине, чтобы клиенты могли порадовать близких праздничной композицией, признаться в любви, выразить благодарность и подчеркнуть искренность своих чувств при помощи индивидуально оформленного букета.

Как путешествуют срезанные цветы
BuketLand
FTD

На протяжении столетий Нидерланды остаются сердцем глобальной цветочной индустрии, однако в последние десятилетия голландцы разделяют статус крупнейших производителей цветов с рядом экваториальных стран. Лидерами по производству и экспорту цветов среди экваториальных стран являются:

  • Эквадор,
  • Колумбия,
  • Кения,
  • Эфиопия,
  • Малайзия.

Эти страны объединяют несколько решающих факторов: обилие высокогорных районов с прохладными ночами, максимальный световой день и дешёвая рабочая сила. Такое расположение цветочных ферм также выгодно тем, что можно круглый год выращивать самые востребованные растения, не задумываясь о сезонности видов. Кроме того, эти предприятия обеспечивают работой сотни тысяч людей, а экспорт цветов приносит государствам ощутимые валютные поступления, что способствует росту ВВП.

Как путешествуют срезанные цветы
Lion TV, Getty Images
Wolfgang Kaehler
Как путешествуют срезанные цветы
Lion TV, Getty Images

По статистике, наиболее распространённым способом транспортировки цветов являются авиаперевозки. Для осуществления перевозки растений в аэропортах некоторых стран-экспортёров действуют специальные терминалы, которые сосредоточены исключительно на транспортировке цветов. К примеру, Международный аэропорт Джомо Кенйятта в Кении каждую неделю покидает около 30 пассажирских самолётов, грузовой отсек которых приспособлен под перевозку десятков тонн свежих растений. В предпраздничные недели их количество может увеличиваться до 100. При таком виде транспортировки продукция не требует особой подготовки, поскольку, как правило, цветы попадают с фермы к реализатору менее чем за сутки.

LATAM
Ivan Kashinsky
Как путешествуют срезанные цветы
CMA CGM

Совершенно другое дело – перевозка цветов по морю. Ввиду роста цен на авиаперевозки в последние годы многие производители (особенно в странах Субсахарской Африки) отдают предпочтение именно этому способу перевозки. Экспортёров прежде всего привлекает более низкая стоимость услуги, а специалисты утверждают, что транспортировка по морю делает африканские цветы более экологичными. Подготовка цветов к транспортировке начинается сразу после сбора урожая ранним утром. Срезанные стебли с бутонами немедленно помещают в холодный склад, где их сортируют при температуре около 4 °C. Свежесобранные растения обрабатывают специальной смесью, которая защищает их от грибков и прочих вредителей. Затем их стебли помещают в сосуды с раствором, который насыщает все элементы срезанного растения питательными веществами, позволяя ему прожить без воды до 30 дней. Кроме того, в состав раствора входят средства, которые блокируют образование этилена – фитогормона, стимулирующего созревание и старение тканей растений.

Simon Maina/AFP/Getty Images
Как путешествуют срезанные цветы
JEROEN VAN LOON
Как путешествуют срезанные цветы
JEROEN VAN LOON

По окончании обработки цветы пакуют в ящики с отверстиями для вентиляции в транспортировочных контейнерах. К слову, для перевозки растений используют специальные холодильные контейнеры, которые позволяют не только поддерживать температуру на уровне 0,5 °C, но также контролировать состав воздуха. В частности, для погружения цветов в «сон» и замедления естественных процессов в растительных клетках в контейнере понижают уровень кислорода с 20% до 4% и повышают содержание углекислого газа с 0,4% до 4%. Вся эта подготовка жизненно необходима для сохранения свежести цветов, ведь им предстоит долгий путь из Африки в Европу. Из-за отсутствия прямых рейсов цветы из Кении или Эфиопии на небольших судах отправляются на Средний Восток. Оттуда на более вместительных грузовых судах они идут в Европу. Поскольку Нидерланды по сей день остаются крупнейшим цветочным хабом Европы, львиная доля срезанных цветов направляется именно туда, на специализированные цветочные биржи, которые перепродают цветы по всему миру.

Как путешествуют срезанные цветы
JEROEN VAN LOON
Maersk
FTD

Чтобы минимизировать риск порчи цветов из-за нарушения условий хранения груза или непредсказуемых заминок вроде шторма или забастовок работников порта, селекционеры также работают над выведением более стойких сортов. К примеру, специалисты фермы Royal De Ruiter East Africa в Кении вывели розы с более крепкими лепестками, которые менее чувствительны к поражению грибками. Подобные инновации также позволяют снизить потребность в химической обработке цветов. Логистика срезанных цветов – сложный вопрос, который требует от руководства ферм всеобъемлющего понимания достоинств и недостатков всех доступных способов транспортировки. Однако, по мнению специалистов, в долгосрочной перспективе морские перевозки останутся для производителей и экспортёров цветов более привлекательными, потому индустрии следует сосредоточить всё внимание на том, чтобы оптимизировать этот процесс.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь