Альберто Джакометти давно зарекомендовал себя как автор самых дорогих в мире скульптур. В этот раз внимание публики привлекла бронзовая статуя «Grande femme I», ставшая частью тайного аукциона Sotheby’s со стартовой ценой лота на уровне 90 миллионов долларов.
«Grande femme I» представляет собой тощую фигуры женщины ростом 2,74 метра. Джакометти создал её в 1960 году, за шесть лет до собственной смерти. Бронзовое изваяние швейцарского скульптора было частью масштабной серии, которая должна была стать публичной инсталляцией в Нью-Йорке, однако эта идея так и осталась невоплощённой. «Grande femme I» олицетворяет собой типичный для Джакометти стиль скульптур, разработанный им после Второй мировой войны. В те годы швейцарец увлёкся созданием неестественно вытянутых фигур из бронзы с грубой текстурой – хрупких и гнетущих.
По воспоминаниям менеджера Джакометти Кристиана Аландете, в последние годы своей жизни скульптор потерял интерес к миру фантазий. В своих работах он старался воплотить тяжесть реальности, отобразить одиночество и изнеможение личности, утратившей связь с полуразрушенным страдальческим миром. Пытаясь реализовать свои идеи, швейцарец представил миру совершенно уникальное видение человека и способов его воплощения в скульптуре.
Джакометти представлял, что манхэттенская инсталляция займёт собой холл небоскрёба Уан-Чейз-Манхэттен-Плаза: спешащие куда-то истощённые мужские фигуры, замершие хрупкие женщины и голова на пьедестале – такие мотивы довольно часто повторялись в творчестве его последних лет. Альберто успел подготовить несколько элементов серии: голову и две вариации мужских скульптур, а также четыре женских фигуры. Незадолго до установки скульптур, одолеваемый внутренними противоречиями, он вдруг отказался от инсталляции. Прдеположительно, его по каким-то причинам не устроило предполагаемое место выставки, хотя он никогда его не видел. Позже, в 1965 году скульптор впервые посетил Нью-Йорк и побывал в плазе, где должна была разместиться инсталляция. Увидев её, он предложил установить в ней серию новых 7-8-метровых скульптур, но и этот проект воплотить не удалось – на этот раз уже из-за смерти Джакометти.
Все элементы, которые должны были стать частью нью-йоркской инсталляции, были проданы отдельно. Скульптура «Grande femme I» в последний раз появлялась на рынке в 1989 году: тогда она ушла с молотка аукционного дома Christie’s «всего» за 4,9 миллиона долларов. Хотя вся серия предназначалась для публичной выставки, постепенно её фрагменты исчезли с глаз публики в частные коллекции, периодически «всплывая» на аукционах. К примеру, «Grande femme II» появилась в Christie’s в 2017 году и была продана за 29,5 миллиона долларов. Скульптура «L’Homme qui marche I» (1961) и вовсе стала первой работой Джакометти, стоимость которой переступила порог в 100 миллионов долларов – в 2010 году она ушла с молотка за 104,3 миллиона долларов. Спустя 4 года её успех повторила фигура «Chariot» (1950), стоимость которой составила 101 миллион долларов, а 2015 году Джакометти установил абсолютный посмертный рекорд, когда его «L’Homme au doigt» (1947) стала самой дорогой в мире скульптурой с итоговой ценой 141,3 миллиона долларов.
По словам представителей аукционного дома Sotheby’s, формат закрытых торгов за право завладеть скульптурой «Grande femme I» был выбран исключительно с целью обеспечения безопасности и конфиденциальности клиента, который приобретёт скульптуру за столь высокую цену. Учитывая начальную цену в 90 миллионов долларов, «Grande femme I» имеет все шансы побить прежний рекорд в категории самых дорогих скульптур в мире. Хотя аукционный дом не планирует раскрывать конечную стоимость скульптуры, он заинтересован в привлечении внимания широкой публики к столь редким предметам искусства. До 27 октября «Grande femme I» будет представлена в открытых галереях нью-йоркского филиала Sotheby’s, а затем, вероятнее всего, снова попадёт в частную коллекцию.