Проект Кэти Патерсон «Библиотека Будущего»

В лесу к северу от Осло на одном из деревьев висит табличка с надписью «Framtidsbiblioteket» – «Библиотека Будущего». В 2114 году из тысячи сосновых саженцев, растущих в этом месте, сделают бумагу и напечатают на ней сборник из сотни неизданных книг. Проект «Библиотека Будущего» был разработан шотландской художницей Кэти Патерсон.

Идея создать подобный проект пришла Кэти Патерсон совершенно случайно несколько лет назад. Она ехала на поезде и машинально рисовала в блокноте годичные кольца, когда совершенно из ниоткуда в её голове возникла ассоциация между кольцами деревьев и главами книг. Постепенно эта ассоциация превратилась в амбициозный замысел, который получил поддержку от городской администрации Осло. В 2014 году был основан «Траст Библиотеки Будущего» – орган, которому на протяжении последующих ста лет предстоит контролировать течение проекта.

 Кэти Патерсон
Кэти Патерсон

Механизм «Библиотеки Будущего» достаточно прост: каждый год члены траста выбирают одного автора и отправляют ему письмо с официальным приглашением принять участие в проекте. Избранные авторы обязаны следовать лишь двум правилам: во-первых, их произведение должно быть совершенно новым – его нельзя публиковать и кому-либо показывать, во-вторых, манускрипт не может содержать иллюстраций. В остальном авторы не имеют никаких ограничений – ни по объёму, ни по тематике написанного. До 2114 года никто не будет читать и редактировать их произведения. Участие в проекте возможно только на добровольной основе, авторы работ «Библиотеки Будущего» не получают никакой финансовой компенсации. Содержание произведений должно оставаться в секрете, до 2114 года известны будут только их названия.

По окончании написания манускрипта авторы должны распечатать его на архивной бумаге и поместить в специальную коробку. Следующий шаг – торжественная церемония «Передачи», на которой автор отдаёт свою работу на хранение и произносит небольшую речь. Честь стать первым автором «Библиотеки Будущего» выпала канадской романистке и поэтессе Маргарет Этвуд. В 2000 году она получила Букеровскую премию за роман «Слепой убийца», а по утопическому роману «Рассказ служанки» были сняты фильм и телесериал. В мае 2015 она передала «Трасту Библиотеки Будущего» рукопись «Летописец Луны». Маргарет Этвуд отнеслась к участию в проекте с огромным энтузиазмом, на торжественной церемонии она предположила, что за сто лет все языки планеты изменятся настолько сильно, что для расшифровки манускриптов понадобится помощь палео-антрополога.

Маргарет Этвуд
Маргарет Этвуд

Вторая книга «Библиотеки Будущего» называется «Я источаю то, что вы называете временем». Её автор – писатель Дэвид Митчелл – закончил написание новеллы незадолго до церемонии, он также добавил к манускрипту цитату из песни Beatles «Here comes the sun». В качестве писателя Митчелл дебютировал в 1999 году с романом «Литературный призрак», но его самыми известными произведениями являются «Сон № 9» и «Облачный атлас», которые были включены в шорт-лист Букеровской премии.

Дэвид Митчелл
Дэвид Митчелл

В 2017 году выбор траста пал на исландского писателя Сьона Сигурдссона, который получил известность как автор стихов к песням своей соотечественницы Бьорк. В 2013 году Сьон получил Исландскую литературную премию за роман «Лунный камень – мальчик, которого никогда не было» – психоделическую историю о молодом человеке на периферии общества Рейкъявика на заре 20 столетия. В фонд «Библиотеки Будущего» вошёл роман под названием «As my brow brushes on the tunics of angels or the drop tower, the roller coaster, the whirling cups and other instruments of worship from the post-industrial age».

Сьон Сигурдссон
Сьон Сигурдссон

На данный момент последним произведением, переданным «Библиотеке Будущего» является роман турецко-американской писательницы Элиф Шафак «Последнее табу». Большинство книг Элиф – это исторические романы, которые имеют огромный успех в Турции. Многие её работы были переведены на иностранные языки, самыми известными являются романы «Стамбульский подкидыш» и «Сорок правил любви».

Элиф Шафак
Элиф Шафак

Комиссия проекта уже выбрала пятого участника – южнокорейскую писательницу Хан Ган, лауреата Букеровской премии 2016 года за роман «Вегетарианка». Название манускрипта, который станет частью «Библиотеки Будущего» в 2019 году, ещё неизвестно. Торжественная церемония «Передачи» состоится 25 мая.

Хан Ган
Хан Ган

Имеющиеся манускрипты хранятся во временной локации в здании городского архива в Осло. В 2020 году в Осло закончится строительство новой Общественной библиотеки, одна из комнат которой станет постоянным домом для рукописей «Библиотеки Будущего». Каждый год коробку с рукописью будут помещать в индивидуальный стеклянный ящик в просторном помещении под названием «Комната молчания». Чтобы обезопасить помещение от потопа (здание библиотеки находится в бухте), его поместили на верхний этаж.

Кэти Патерсон рассказала, что на этом этапе ещё ни один автор не отказался от участия в столь необычном проекте, хотя в будущем такой исход неизбежен. Найдутся люди, для которых подобная идея покажется глупой: написать произведение и, вероятнее всего, никогда не увидеть его в книжных магазинах, не получить отклика от критиков и публики, потерять гонорар – всё это может ограничивать некоторых авторов. Однако для других те же условия могут показаться гораздо более привлекательными, отсутствие критики и необходимости соответствовать пожеланиям читателей в какой-то степени окрыляет.

Сегодня «Библиотека Будущего» – это молодые сосны высотой не более полуметра в лесном массиве Нордмарка. В 2114 году бумаги, изготовленной из этих сосен, должно хватить на 300 тысяч томов – по 3 тысячи экземпляров каждой из ста ранее не изданных книг от избранных авторов. Этим книгам суждено стать своеобразной капсулой времени, ведь первые манускрипты будут отражать реалии современного общества, которые могут в корне отличаться от реалий 2114 года.

Несложно догадаться, что успех подобных проектов основывается исключительно на оптимизме организаторов и участников. Любые сложности на их пути являются неотъемлемой частью самой идеи проекта – попытки создать что-то для людей, которых ещё нет. Авторы, которые уже передали свои рукописи «Библиотеке Будущего» признавались, что мысль о том, насколько всё изменится за эти сто лет, заставляла пересмотреть их отношение к течению времени – к прошлому, настоящему и будущему. Будут ли актуальны в 2114 году те темы и проблемы, которые заботят нас сегодня? Возможно, через 100 лет в мире не будет оборудования для печати бумажных книг, и их постигнет участь глиняных табличек и свитков папируса. Будущее таит в себе столько неизвестного, но Кэти и остальные участники проекта продолжают делать всё возможное, чтобы их идея стала реальностью.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь