Специалисты Делфтского технического университета представили концепт уникального летательного аппарата, который может навсегда изменить привычные формы и планировку, используемые в современной гражданской авиации. При поддержке нидерландской авиакомпании KLM инженеры разработали инновационный дизайн экономичного самолёта Flying-V, который совершенно не уступает традиционным коммерческим самолётам по техническим характеристикам.
Инновационный концепт получил своё название от легендарной гитары компании Gibson Flying-V. Футуристический дизайн Flying-V предусматривает размещение пассажирского и грузового отсеков, а также топливных баков прямо в крыльях самолёта. Благодаря необычной конфигурации в форме латинской буквы «V» самолёт расходует на 20% меньше топлива, чем сходные по лётным характеристикам аппараты. Снижение потребления топлива происходит за счёт улучшения аэродинамики. В традиционных коммерческих самолётах подъёмную силу создают только крылья, а Flying-V представляет собой «летающее крыло», в котором подъёмную силу создаёт вся поверхность летательного аппарата. Подобная аэродинамическая схема нашла применение в военной авиации, так как низкая удельная масса планера позволяет увеличить полезную нагрузку, что особенно полезно для стратегических бомбардировщиков.
Повышению экономичности Flying-V способствует также выбор силовых установок. В хвостовой части самолёта будут установлены два турбовентиляторных двигателя. В отличие от обычных газотурбинных силовых установок, в турбовентиляторном двигателе энергия реактивной струи не теряется на выходе из сопла, а преобразуется во вращение вентилятора, создавая дополнительную тягу. Таким образом, большую часть реактивной тяги (около 70-80%) создаёт продуваемый воздух, а не реактивные газы. Это не только повышает топливную эффективность двигателя, но и делает его более экологичным.
Некоторые критики высказали опасения, что изменение конфигурации летательного аппарата повлечёт за собой множество проблем в его эксплуатации. В частности необычная форма самолёта может потребовать адаптации инфраструктуры в аэропортах. Разработчики Flying-V уверяют, что никаких изменений инфраструктуры не потребуется, так как его габариты практически не отличаются от стандартных самолётов. Размах его крыла составляет 65 метров – как и у Airbus A350 или Boeing 787, потому он без проблем поместится на стандартном перроне. Flying-V не уступает традиционным самолётам и в вопросе пассажировместимости: на борту можно будет разместить 314 человек. Схема расположения посадочных мест ещё находится в процессе разработки, так как необычная форма летательного аппарата позволяет поэкспериментировать с различными порядками рассадки пассажиров.
Flying-V является частью программы авиакомпании KLM по внедрению в коммерческую авиацию более экономичных и экологичных машин. Несмотря на растущее изобилие аппаратов, работающих на основе альтернативных видов топлива или источников энергии, их потенциала всё ещё недостаточно для замены традиционных самолётов. Сегодня ни одна авиакомпания не сможет полностью перейти на электрические или гибридные самолёты, так как их мощности не хватит для осуществления дальних перелётов. На разработку полноразмерных электрических самолётов уйдёт ещё не один десяток лет, а тем временем Flying-V станет своеобразным трамплином для повышения экономичности и эффективности имеющихся технологий.
Создатели необычного пассажирского лайнера надеются начать лётные испытания уменьшенной модели Flying-V уже в сентябре 2019 года. Предварительные тесты в аэродинамической трубе показали, что уникальная конфигурация имеет огромный потенциал. Тем не менее, прежде чем инновационный самолёт примут в эксплуатацию (не ранее 2040 года), ему предстоит пройти многочисленные проверки и испытания. В октябре 2019 года желающие смогут изучить полноразмерный макет Flying-V в Амстердамском аэропорту Схипхол. Он станет частью экспозиции, посвящённой столетию компании KLM.