YouTube стал стартовой площадкой для многих исполнителей: благодаря этой платформе они получили доступ к миллионам зрителей и привлекли представителей лейблов звукозаписи. Свою музыкальную карьеру на YouTube начал и польский инженер Павел Задрожняк, который завоевал внимание публики при помощи уникального музыкального инструмента под загадочным названием Floppotron. Недавно это чудо техники и музыки получило апгрейд, и, возможно, Floppotron 3.0 наконец обретёт признание не только среди компьютерных фанатов.
6 июня 2022 года на канале Павла Задрожняка появилось сообщение об окончании карьеры технооркестра Floppotron 2.0. Не успели фанаты музыкальной машины пустить слезу под кавер песни «Con te partirò», написанной для Андреа Бочелли в 1995 году, как автор канала сообщил о долгожданном апгрейде своего электронного оркестра в виде Floppotron 3.0. В дебютном видео Floppotron 3.0 исполнил военный марш «Выход гладиаторов» авторства чешского композитора Юлиуса Фучика.
В основе технооркестра Павла Задрожняка лежит мысль о том, что эксплуатация электромеханизмов нередко сопровождается шумом. Играя с характеристиками их работы, можно получать разные звуки, комбинация которых рано или поздно превращается в некое подобие музыки. Оригинальный Floppotron дебютировал в 2011 году. Он состоял всего из двух НГМД (накопителей на гибких магнитных дисках) и ATMega-микроконтроллера. В таком устройстве контроль считывания данных с поверхности дискеты осуществляют шаговые двигатели, которые двигают магнитные головки. Павел извлекал из них различные звуки, управляя скоростью их движения: чем быстрее, тем выше тон звука. Одним из самых ранних произведений, которое удалось покорить Задрожняку и его механическому музыкальному инструменту, стал «Имперский марш» – музыкальная тема Дарта Вейдера из вселенной «Звёздных войн». Дебютное выступление Floppotron посмотрели более 6,7 миллиона людей.
Спустя 5 лет на замену оригинальному технооркестру пришёл модифицированный Floppotron 2.0. Павел увеличил количество дискетных дисководов до 64, а также добавил ударные в виде 8 жёстких дисков и 2 планшетных сканеров. НГМД были объединены в группы по 8 штук, управляемые 8-канальным микроконтроллером ATMega16. Работой жёстких дисков управляли 2 двухтактных каскада, построенные на базе двух встречно управляемых МОП-транзисторов. «Дирижёром» планшетных сканеров выступили платформы Arduino Uno. В репертуар Floppotron 2.0 вошло множество хитов от музыкальной темы Super Mario World до «We Are the Champions» Queen.
Своим появлением Floppotron 3.0 ознаменовал начало новой эры «электронной музыки». Новая машина-оркестр состоит из 512 НГМД, 16 жёстких дисков и 4 планшетных сканеров. Кроме того, создатель будущей звезды компьютерной эстрады наконец дополнил её выступление световыми эффектами. Обновлённым технооркестром управляет MIDI-контроллер на базе чипа Nordic nRF52 в сочетании с рядом микроконтроллеров. По словам Задрожняка, Floppotron 3.0 отличается от своих предшественников гораздо более сложной компоновкой. В частности, инженер объединил дискетные дисководы в 16 колонок, которые следуют разным ASDR-огибающим. Комплекс НГМД отвечает за воспроизведение низких тонов мелодии, а планшетные сканеры – за высокие. Тем временем, как и в случае с Floppotron 2.0, жёсткие диски Floppotron 3.0 играют роль ритм-секции оркестра устаревшей компьютерной техники.
Сканеры и жёсткие диски потребляют не слишком много энергии, а вот дисководы довольно прожорливы. Их питание обеспечивает комплекс из 16 блоков 5 В/18 А. Под MIDI-контроллер, жёсткие диски и планшетные сканеры Павел выделил 5 12 В блоков, но пока на постоянной основе задействованы только 3 из них. По словам Задрожняка, в среднем система потребляет около 300 Вт, но в теории пиковое потребление может достигать 1,28 кВт. В своём блоге он рассказал, что планирует выпустить несколько видео с участием Floppotron 3.0, параллельно исправляя мелкие ошибки в ПО. Кроме того, в будущем технооркестр ожидает расширение инструментального ряда. В первую очередь в сборку войдёт матричный принтер и, возможно, автоматические светомузыкальные установки.