В рамках выставки Miami International Boat Show 2024 компания Yamaha представила первый в мире водородный подвесной лодочный мотор, предназначенный для прогулочных судов.
Yamaha анонсировала выпуск прототипа лодочного мотора на водороде ещё прошлом году. В пору к выставке Miami International Boat Show компания не только представила миру сам прототип, но также совместно с Roush и Regulator Marine подготовила лодку и систему подачи топлива. По предварительным данным, тестирование двигателя на борту действующего судна стартует в ближайшие месяцы. Разрабатывая водородный лодочный мотор, Yamaha адаптировала уже существующую технологию, которую компания использовала для сборки наземных ДВС на водороде, включая модель, установленную на гольф-карт Drive H2, представленный месяцем ранее в рамках шоу PGA Show.
Основой для водородного двигателя послужил флагманский подвесной лодочный мотор компании XTO. В классическом виде этот V8 доступен в двух модификациях – на 425 или 450 лошадиных сил, что делает его самым мощным лодочным двигателем в линейке Yamaha. К сожалению, компания ещё не озвучила параметры водородной версии XTO, потому пока мы не имеем возможности судить о её эффективности. Создание водородного двигателя – это лишь половина успеха, ведь при работе с водородом необходимо также продумать топливную систему и условия хранения топлива. Для реализации этого аспекта проекта Yamaha связалась с экспертами Roush.
Это название может быть вам знакомо благодаря гоночному подразделению компании и её сотрудничеству с Ford Motor Company, однако на самом деле существенная часть деятельности этой компании посвящена именно разработке и производству альтернативных экологичных решений для множества отраслей от автомобильной и энергетической до оборонительной и аэрокосмической. За плечами Roush десятки лет опыта работы с водородными силовыми установками в различных секторах. В проекте Yamaha роль инженеров компании состояла в разработке, интеграции и испытании эффективной топливной системы на пути к выяснению того, является ли водород уместным в сфере рекреационного судоходства.
Эксперты Roush тесно сотрудничали с судостроительной компанией Regulator Marine для интеграции топливной системы в рабочую лодку. В качестве базы для прототипа выступило 8,2-метровое спортивное рыболовное судно 26XO, которое переоборудовали под хранение водородного топлива. Поскольку прототип лодки был предназначен для реальных испытаний, а не просто для демонстрации подвесного мотора, инженерам Regulator Marine пришлось попотеть, чтобы оптимизировать пространство под размещение баков для водорода и сохранить структурную целостность судна: переместить переборки, центральную консоль, гальюн и прочие элементы.
Начало испытаний лодки с водородным подвесным мотором запланировано на лето 2024 года (в Северном полушарии). Эксперты Yamaha, Roush и Regulator Marine рассчитывают оценить пригодность водородной силовой установки к эксплуатации в морской среде в надежде сделать такие двигатели новым словом в мире рекреационного судоходства. По словам президента Regulator Marine Джоэна Максвелла, инновации начинаются там, где люди не боятся задавать вопросы и бросать себе вызов. Если подвесной лодочный мотор на водороде докажет свою эффективность, вероятно, инженерам придётся в корне переосмыслить саму идею судов и научиться планировать их, отталкиваясь от потребностей подобных топливных систем.