Что такое EGR (система рециркуляции выхлопных газов)?

В современных автомобилях с ДВС механизм снижения токсичности выхлопных газов не ограничивается одним лишь каталитическим конвертером. Важную роль в регулирования экологичности работы транспортного средства играет система рециркуляции выхлопных газов или EGR. В нашей статье мы расскажем вам, что из себя представляет данная система и как она работает.

ATTA KENARE / AFP

Процесс горения топлива в ДВС не совершенен, потому при работе двигателя выделяется целый спектр токсичных веществ. Помимо углеводородов и окиси углерода, об опасности которых для здоровья человека и экологии нашей планеты известно даже ребёнку, в состав выхлопных газов входят оксиды азота NOx: NO и NO2. Сам по себе азот не представляет никакой угрозы для окружающей среды, в то время как его оксиды являются чрезвычайно ядовитыми и имеют удушающее действие. Они образуются в ДВС вследствие избытка воздуха: при высоких температурах камеры сгорания кислород, который не пригодился для сжигания топлива, вступает в эндотермическую реакцию с азотом, который составляет до 78% нашей атмосферы. Система рециркуляции выхлопных газов предназначена именно для снижения содержания этих газов в выхлопе бензиновых и дизельных автомобилей.

Как понять, что система рециркуляции выхлопных газов неисправна?

Поскольку эксплуатация неисправной EGR может привести к нарушению работы других систем автомобиля, при появлении соответствующих признаков необходимо позаботиться об очистке или замене клапана и/или органов его управления. К тому же в некоторых случаях замене подлежат и детали, которые могли привести к неправильной работе или поломке клапана вроде датчика массового расхода воздуха, внешних линий рециркуляции, вакуумных шлангов, прокладки головки блока цилиндров и т. д. К слову, подобрать все необходимые детали по модели или VIN коду автомобиля вы можете на сайте магазина Мастер-сервис по ссылке: https://master.shop/.

Что такое EGR (система рециркуляции выхлопных газов)?
DepositPhoto

Клапан системы рециркуляции выхлопных газов обитает в достаточно суровых условиях. Помимо высокой температуры, его износу способствует попадание в систему сажи из выхлопной системы. Кроме того, при нарушении работы ряда компонентов ДВС и систем наддува в выпускной коллектор может попадать масло и охлаждающая жидкость, которые также не добавляют здоровья EGR и системе впуска. Неисправность или банальный износ системы, как правило, сопровождаются включением индикатора Check Engine и рядом «симптомов», включая потерю мощности двигателя и динамики разгона, повышенный расход топлива, нестабильный холостой ход и пр.

Фокус в рециркуляции

Из названия системы несложно понять, что её функция заключается именно в рециркуляции – отборе порции выхлопных газов и их повторном использовании при формировании топливной смеси. Проблема избытка воздуха решается замещением его части инертным газом – отработавшими газами из выпускной системы. Система рециркуляции выхлопных газов соединяет впускной и выпускной коллекторы при помощи клапана, который реагирует на разрежение во впускном коллекторе либо регулируется собственными «мозгами». «Балласт» в виде отработанных газов смешивается с новой порцией смеси, сокращая количество избыточного воздуха, и понижает максимальную температуру горения топлива, тем самым нивелируя вероятность образования новых оксидов азота. В некоторых автомобилях (как правило, в дизельных) с этой целью также используется дополнительный охладитель.

PartInfo1

Система рециркуляции выхлопных газов не всегда действует одинаково. К примеру, для обеспечения стабильности работы двигателя в режиме холостого хода она полностью выключается. Затем степень открытия клапана регулируется потребностями силовой установки в зависимости от выбранного режима работы. К примеру, при движении на высоких скоростях система тоже бездействует, поскольку в таком случае для эффективного сжигания топлива необходима смесь с высоким содержанием кислорода. При наличии микропроцессорной системы управления двигателем и так называемой «электронной педали газа» степень открытия клапана рециркуляции определяется требуемым составом рабочей смеси. Впрочем, вне зависимости от способа контроля EGR (вакуумного или электронного) ЭБУ автомобиля в обязательном порядке получает информацию о состоянии клапана.

Достоинства и недостатки EGR

Что такое EGR (система рециркуляции выхлопных газов)?
DepositPhoto

Стоит отметить, что система рециркуляции выхлопных газов не только позволяет уменьшить объём выбросов токсичных газов в атмосферу, но также способствует снижению расходу топлива и значительно понижает вероятность детонации в бензиновых ДВС. Впрочем, EGR также не лишена недостатков, и наиболее значимым из них является вероятность попадания сажи из отработанных газов во впускную систему двигателя. Накопление сажи в каналах коллектора и головке цилиндров провоцирует ускоренный износ поршневых колец. Как следствие, в зависимости от экологичного стандарта двигателя, а соответственно и объёма рециркуляции выхлопных газов, ресурс силовой установки может варьироваться: чем этот объём больше, тем быстрее изнашиваются элементы двигателя.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий