Если вам когда-либо приходилось зайти в комнату и напрочь забыть, зачем вы туда пришли, значит вы пережили так называемый «эффект дверного проёма». В нашей статье мы расскажем Вам о том, как австралийские учёные попытались найти объяснение этому странному и досадному феномену.
И зачем я сюда пришёл?
Представьте себе ситуацию: за просмотром чрезвычайно увлекательного телешоу вы проголодались и решили перекусить, однако по прибытии на кухню вы внезапно осознали, что понятия не имеете, зачем туда пришли. В недоумении вы возвращаетесь в зал, и едва устроившись на уютном кресле вдруг вспоминаете, что забыли желанное лакомство. Всем нам приходилось переживать подобные ситуации, и оказывается, что такие провалы в памяти вовсе не случайны. Более того, данный феномен стал предметом многочисленных исследований и получил чудаковатое название – «эффект дверного проёма».
Эффект дверного проёма
Согласно многочисленным исследованиям, при переходе человека из одной комнаты в другую дверной проём служит своеобразной границей между контекстами событий. Подобные границы помогают человеческому мозгу систематизировать опыт для облегчения запоминания. Границы событий также позволяют нам выделять важные моменты в различных ситуациях. Другими словами: при начале нового события мозг по сути форматируется, избавляясь от информации, связанной с предыдущим событием, поскольку она более не является актуальной.
Эксперимент
Если так называемый эффект дверного проёма действительно имеет настолько мощное воздействие на человеческую кратковременную память, то почему подобные случаи внезапной забывчивости встречаются относительно редко? Исследователи из австралийского Университета Бонда решили изучить этот феномен детальнее. Для этого они создали комплекс виртуальный помещений и пригласили группу добровольцев побродить по этим комнатам в шлемах виртуальной реальности. При этом участники эксперимента должны были выполнять простые задания на запоминание объектов – преимущественно геометрические фигур, размещённых на столах в каждой из 3D-комнат. Самое главное – вспоминать увиденные объекты нужно было в том же помещении или после прохода через виртуальный дверной проём. На данном этапе эксперимента учёные не зафиксировали ни одного проявления эффекта дверного проёма.
Тогда исследователи усложнили задачу и попросили волонтёров производить в уме вычисления разной степени сложности, параллельно передвигаясь между виртуальными комнатами. При такой нагрузке на рабочую память лишь некоторые испытуемые столкнулись с искомым эффектом: попадая в новую комнату, люди иногда путали похожие по цвету или форме объекты. Подобный ход эксперимента оказался гораздо более приближенным к реальной жизни, когда человек отвлекается на посторонние мысли и забывает, что же ему было нужно в другой комнате. Таким образом перегрузка рабочей памяти действительно делает человека более подверженными возникновению эффекта дверного проёма.
Всему виной дверные проёмы?
Результат исследования австралийских учёных заметно отличается от большинства прежних экспериментов, которые демонстрировали значительно более мощный эффект дверного проёма. По мнению психолога Оливера Бауманна, важную роль в выраженности искомого эффекта может играть банальная смена обстановки. В эксперименте Университета Бонда виртуальные комнаты были абсолютно идентичными, потому, несмотря на наличие границ в виде дверных проёмов, при переходе между комнатами отсутствовало чёткое изменение контекста событий, и память волонтёров не занимали сторонние задачи вроде изучения незнакомого интерьера. В свою очередь при загруженном мозге и резкой смене обстановки толчком к «сегментации событий» может послужить не только дверной проём, но и более абстрактные границы.
Во избежание нежелательных случаев внезапной забывчивости психологи советуют не увлекаться многозадачностью. Человеческий мозг способен удерживать в активной памяти довольно ограниченное количество информации, а «сегментация событий» является естественным механизмом защиты от перегрузки. По мнению учёных, не стоит пытаться организовать свой мир по принципу единого рабочего пространства: гораздо эффективнее учитывать особенности работы человеческой психики и памяти, поочерёдно фокусируясь на поставленных задачах.