Кнут или пряник? Страны и города по-разному борются со чрезмерным туризмом, однако в большинство случаев они идут путём наложения определённых ограничений: запретов на посещение определённых локаций, повышения стоимости билетов, наложения штрафов и пр. В Копенгагене решили выбрать кардинально иной подход: вознаграждать туристов за примерное и экологичное поведение. Уникальная кампания получила название CopenPay.
Представители департамента туризма датской столицы представили новую инициативу, целью которой является поощрение туристов за правильное поведение с точки зрения экологии. Другими словами, суть кампании CopenPay заключается в предоставлении гостям Копенгагена разнообразных бонусов и приятных сюрпризов за осознанный выбор в пользу экологичных решений: передвижения по городу на общественном транспорте или велосипедах взамен личного транспорта или такси, участия в мероприятиях по очистке города и т. п. Её цель – трансформировать туристическую сферу, которая оказывает существенную нагрузку на экологию, в инструмент для положительных изменений.
С 15 июля по 11 августа 2024 года в Копенгагене действует пилотная версия программы CopenPay, в которой приняли участие десятки местных компаний и заведений. Например, владельцы популярного бара на крыше Level Six предлагают посетителям комплимент в виде дополнительного бокала вина, пива или газированного напитка, если они смогут доказать, что приехали на локацию на велосипеде или общественным транспортом. Аналогичную акцию проводит и художественный музей MACA Museum, гости которого могут угоститься бесплатным чаем или кофе, если не забудут захватить с собой многоразовую чашку.
К слову, в программе CopenPay участвуют несколько музеев. Например, туристы могут бесплатно посетить дом-музей Карен Бликсен, приложив руку к уходу за прилегающим к нему историческим садом. Тем временем Государственный музей искусств предлагает гостям поучаствовать в бесплатном мастер-классе по превращению пластиковых отходов в предметы искусства. Посетители Копенгагенской школы серфинга смогут отведать бесплатный ланч, потратив всего 30 минут на сбор мусора на пляже после урока, а компания GoBoat Copenhagen подарит часовой круиз туристам, которые помогут очистить от мусора гавань при помощи сачков.
Лето 2024 года станет лишь испытательным периодом для программы. Если он пройдёт успешно, город планирует расширить инициативу CopenPay, привлекая к участию в ней больше организаций. В департаменте туризма также предположили, что поощрение вдохновит гостей города продолжить практиковать более ответственное отношение к окружающей среде и за пределами Копенгагена, даже когда они вернутся домой. Стоит отметить, что такой положительный подход к борьбе с последствиями чрезмерного туризма является уникальным для Копенгагена. В большинстве других популярных туристических городов власти, а порой и местные жители, предпочитают наказывать гостей за нежелательное поведение. Например, в Италии недавно учредили штрафы в сумме до $65 000 за безответственное обращение с культурными локациями и монументами. Тем временем в Венеции ввели обязательный туристический сбор за посещение города в самые загруженные дни, а в Киото туристам и вовсе запретили бывать в некоторых частях района Гион. В Копенгагене надеются, что стратегия «пряника» окажется более эффективной и вдохновит людей на ответственное отношение к природе.