Первый атомолёт: Convair NB-36H

После Второй мировой войны весь мир охватила «ядерная эйфория». Использование ЯСУ – ядерных силовых установок – воспринимали как гарантию автономности и неограниченной дальности следования транспортных средств. Отличными кандидатами для внедрения подобной технологии стали военные корабли: атомные подводные лодки, крейсера и авианосцы и по сей день составляют основу ударной мощи ВМФ США, Великобритании, России, Индии и Китая. Однако мало кому известно о том, что эксперименты с использованием ЯСУ имели место и в воздухе. В нашей статье мы расскажем вам о первом «атомолёте» — Convair NB-36H, американском бомбардировщике, который поднялся в воздух в 1955 году.

Американский ядерный авианосец USS-Enterprise
Американский ядерный авианосец USS-Enterprise
Атомная подводная лодка США класса «USS Virginia»
Атомная подводная лодка США класса «USS Virginia»

Convair NB-36H – первый самолёт с работающим ядерным реактором на борту, так же известный как «Crusader» — «Крестоносец». Он был создан в рамках программы Aircraft Nuclear Propulsion (ANP) на основе штатного американского бомбардировщика B-36H с целью доказать возможность использования ядерной силовой установки для питания двигателей и систем самолёта.

Convair B-36H "Peacemaker" (Миротворец)
Convair B-36H «Peacemaker» (Миротворец)

Проектирование и разработка

Работа над воплощением идеи эксплуатации ядерных установок в авиации началась в 1946 году, когда ВВС США инициировали проект NEPA (Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft). В 1951 году проектом занялась Комиссия по атомной энергии (Atomic Energy Commission — AEC). На то время рассматривалось два концепта реализации атомных двигателей: с прямым воздушным циклом (direct-air cycle), разработанный компанией General Electrics, и с косвенным воздушным циклом (indirect-air cycle), предоставленный компанией Pratt & Whitney. Предполагалось, что в рамках программы ANP будет разработан и протестирован самолёт с полноценной ядерной силовой установкой X-6.

В 1952 году в результате мощного торнадо на базе ВВС США в Карсвэлле, Техас, было повреждено несколько единиц техники. Среди пострадавших самолётов был и бомбардировщик B-36H: вместо ремонта было решено использовать его в качестве прототипа для X-6. Поскольку одной из самых значимых проблем, возникавших при эксплуатации ядерной силовой установки, была безопасность экипажа и его защита от облучения, NB-36H (nuclear B-36H) стал летающей лабораторией для испытаний систем биологической защиты.

База ВВС США в Карсвэлле, Техас
База ВВС США в Карсвэлле, Техас

На борту самолёта помещался действующий ядерный реактор с воздушным охлаждением весом в 16 тонн. Его размещали на крюке в бомбовом отсеке, чтобы облегчить его погрузку: между тестовыми полётами реактор оставался в подземном хранилище. На этапе разработки и испытаний NB-36H ядерный реактор не использовался для питания двигателей, однако для мониторинга радиоактивного излучения и его влияния на системы самолёта на борту была установлена система «Project Halitosis» (испарение радиоактивных газов из реактора открытого типа вызвало у конструкторов ассоциацию с галитозом – неприятным запахом изо рта).

Атомный реактор и отсек экипажа размещены на испытательном стенде перед установкой на NB-36H
Атомный реактор и отсек экипажа размещены на испытательном стенде перед установкой на NB-36H

Особое внимание разработчики уделили кабине экипажа: её заменили 11-тонной экранированной капсулой из свинца и резины, в которой помимо стандартных членов экипажа размещались двое инженеров-ядерщиков. Окна кабины были покрыты слоем свинцового стекла толщиной 25-30 см.

Капсула экипажа изнутри
Капсула экипажа изнутри
Монтаж отсека для экипажа
Монтаж отсека для экипажа

Испытательные полёты NB-36H

17 сентября 1955 года состоялся первый полёт NB-36H под управлением лётчика-испытателя Артура С. Витчела. Дальнейшие полёты осуществлялись над малозаселенными территориями Техаса и Нью-Мехико. До марта 1957 самолёт совершил 47 вылетов – 215 часов полётов – в течение которых было доказано, что в штатных ситуациях действующий реактор не предоставляет угрозы экипажу.

Тревогу вызывала вероятность аварии во время эксплуатации – в таком случае опасности подвергался не только экипаж, но и те, кто оказался бы на месте крушения. Экспериментальный NB-36H всегда сопровождался военно-транспортным самолётом, на борту которого находился взвод вооружённых морских пехотинцев, в любой момент готовых десантироваться и оцепить местность.

NB-36 в сопровождении военно-транспортного C-97
NB-36H в сопровождении военно-транспортного C-97

Упразднение программы

В 1957 году программа была свёрнута, реактор изъяли, а NB-36H отправили на металлолом. Причиной тому стал слишком медленный прогресс в использовании ядерных силовых установок в авиации. По мнению президента Дуайта Эйзенхауэра и Конгресса США, идея эксплуатации атомных двигателей безнадёжно устарела – набирало обороты развитие сверхзвуковой авиации.

В марте 1961 года президент Джон Ф. Кеннеди окончательно прекратил финансирование программы ANP, обосновав это тем, что за 15 лет её деятельности было потрачено более миллиарда долларов, но цель так и не была достигнута. Хотя самолёт Convair X-6 не был построен, некоторые научные разработки, включая методы обращения с жидкими металлами и расплавленными солями, оказались чрезвычайно полезными для инженеров NASA при создании ядерных реакторов.

Установка ядерного реактора NASA для пилотируемых миссий на Марс
Установка ядерного реактора NASA для пилотируемых миссий на Марс
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий