Прежде всего хочу сказать, что данная статья в основном предназначена для любителей качественного звука, и кого не устраивает звучание встроенной звуковой карты. Если же Вас всё устраивало, но по тем или иным причинам интегрированная звуковушка требует замены, то тут вполне достаточно будет обычной дешевенькой C-Media или чего-то в этом духе. Нет, здесь мы не будем плеваться дерьмом в сторону бюджетной техники, просто она для своих задач. И, если уж быть совсем честным, то по соотношению цены и качества интегрированная звуковая карта действительно в большинстве случаев остается на высоте, будь то Realtek или VIA. Кстати, разница между ними на самом деле очень большая, в большинстве моделей в пользу VIA, но об этом чуть позже)
Вот основные различия между звуковыми картами:
Интерфейс подключения
– USB
Этот интерфейс является одним из самых распространенных и универсальных. Он отнюдь не из самых быстрых, но для работы звуковой карты его скорости более чем достаточно, даже если речь идет о морально устаревшем стандарте USB 1.1. Воткнуть можно в любой ноут и всё будет работать.
– FireWire (IEEE1394)
Этот интерфейс используется в основном для устройств записи аудио и видео, и скорость его составляет порядка 800 Мбит. Поддерживает не только потоковую передачу данных, но и последовательное подключение девайсов. Т.е. можно последовательно подключить 2 звуковые карты, если нужно больше входов и выходов. Серьезные недостаток можно отметить в том, что зачастую порты FireWire в материнках совсем дерьмового качества, так что я бы посоветовал для начала удостовериться в материнке, чтоб потом не пришлось менять.
Есть 2 стандарта: IEEE 1394a, который работает на скорости 400 Мбит и IEEE 1394b, скорость которого составляет уже 800 Мбит.
Большинство студийной техники, такой как цифровые микшеры или многоканальные звуковушки, подключается именно по FireWire.
Для сравнения этих двух интерфейсов держите замечательную таблицу)))
Но на деле разница между ними еще выше, и практика показывает, что даже IEEE1394a значительно превосходит USB 2.0. Почему говорим о 2.0, а не о 3.0? На 3.0 звуковух в продаже пока что не встречал, а если и появятся, то по соотношению цены и производительности все равно на долгое время предпочтительнее останется IEEE 1394. Но это если речь идет о многоканальной записи, что для дома крайне мало кому нужно.
– USB карты обычно оснащены не более чем 8 входными/выходными каналами, но встречаются и на 18 аудиоканалов, и вполне себе ничего работают)
– FireWire интерфейс поддерживает до 52 каналов одновременно, также обеспечивает более высокую частоту дискретизации и разрядность. К примеру, можно подключить 6 карт по 8 каналов каждая и получить 48 каналов. Но возня эта иногда многого стоит т.к. настройка такого массива обычно требует определенного опыта.
В общем, если у Вас нет потребностей в более чем 18 каналах – переплачивать смысла нет. А разница, между прочим, существенная)
– PCI/PCIEx
Устройства с таким интерфейсом нельзя подключить к ноуту. Скорость порта просто бешеная, но, как сказано выше, потребности в этом для звуковухи никакой нет. Некоторые товарищи рассказывают, что на этом интерфейсе есть лишние шумы и наводки – не верьте, это всё полнейшая чушь. Полно аудиоинтерфейсов просто сумасшедшего уровня и качества на PCI и всё там прекрасно.
В общем, товарищи, интерфейс подключения – отнюдь не самая важная штука в звуковой карте. Единственный момент, который может вызвать сомнения – это задержки в звукозаписи. Они присущи абсолютно любой карте с любым интерфейсом подключения, но вот величина их может меняться. Чуть позже коснемся этой темы.
Входы и выходы
Аналоговые
Бывают как на джеках, так и на мини-джеках. Если есть потребность в записи микрофона, то стоит присматривать себе что-то с XLR разъемом, иначе будут переходники, а это уже неприятно. А для конденсаторного микрофона еще потребуется фантомное питание. Без него конденсаторные микрофоны работать попросту не будут. Обычно это 48 вольт.
Цифровые
Речь идет о SPDIF. Отличная штука для подключения гитарных или вокальных процессоров. Такой стандарт дает возможность подключать цифровую аппаратуру без потерь качества. Ведь в аналоговых подключениях, пусть в минимальных количествах, но присутствуют искажения, и хоть какое-то сопротивление. SPDIF бывает коаксиальный и оптический. В оптическом используется оптический шнур, что полностью избавляет от любых магнитных наводок.
MIDI
Вход для подключения синтезаторов и подобной техники. Качество абсолютно никоим образом не варьируется на звуковых картах всех ценовых диапазонов. А если такой вход совсем отсутствует, то и это не проблема т.к. сейчас на рынке появилось полно преобразователей с MIDI на самый обычный USB, которые ничем не уступают, и стоят довольно дешево.
ASIO
Поддержка ASIO дает возможность воспроизводить и записывать звук напрямую, обходя всякие микшеры и прочую ересь от Вашей операционной системы, ну а от этого напрямую зависят задержки. Если Ваша карточка не поддерживает ASIO, то можно обойтись драйвером ASIO4All, но все же нормальная поддержка работает быстрее.
ASIO4All примерно так выглядит:
Лучше ASIO 2, конечно. В нем реализована поддержка нескольких приложений одновременно, также есть возможность слушать напрямую сигнал со входа, обходя DAW. Функция эта называется Direct Monitoring.
Разрядность и частота дискретизации
Хоть многие звуковые карточки и поддерживают частоту до 192 KHz, смысла в этом особого нет. Например, mp3 больше 48 KHz не выдает вообще, а всё что выше – срезается. О качестве карточки частота дискретизации не говорит вообще ничего. Просто должна быть не ниже 48 KHz (44.1 KHz тоже хватает).
А вот количество бит определяет динамику звука и ширину динамического диапазона. К примеру, 8 бит это всего лишь 256 уровней сигнала, а при 16 битах это уже 65536, при 24 – 16 777 216.
Для 8 бит ширина диапазона составляет 48 децибел, а для 16 бит – 96 дБ, для 24 – 144 дБ.
Как это себя проявляет: к примеру, на записи с большими перепадами громкости при недостаточной разрядности будут слышны искажения, в тихих местах появится серьезная проблема. В воспроизведении звука отсчет идет от минусовых значений dB, а пиком является 0 dB. Т.е. если берем 16 бит, то имеем диапазон от -96 dB до 0 dB. Так вот всё, что ниже -96 dB срежется при записи совсем. Но диапазон в 96 dB это очень и очень дохрена на самом деле. В большем диапазоне есть смысл только при сведении дорожек, помогает избежать артефактов, в итоге звук чище. Но всё это для перфекционистов, ведь на слух разница ощутима крайне редко.
Соотношение сигнала и шума
В абсолютно любой карточке есть какие-то свои шумы, иначе это невозможно, в принципе. Так вот это значение определяет соотношение уровня шума к сигналу и должно быть выше 90 dB. На интегрированных звуковушках обычно это 75-90 dB, на более-менее качественных – 90-100 dB, а на профессиональных – 100-114 dB.
Но следует отметить, что крайне редко циферки, указанные производителем, соответствуют действительности) Еще рекомендую заземлить системник, это может существенно повлиять на уровень шумов.
В общем, выбрать звуковую карту без каких-либо отзывов от обладателей не просто крайне сложно, а невозможно вообще, так что перед покупкой настоятельно рекомендую с ними ознакомиться.
Надеюсь, эта статья поможет Вам наслаждаться музыкой во всей ее красе) Удачи!