Когда столбик термометра уверенно обосновывается в зоне плюсовых температур, автомобилистам приходит пора задуматься о том, чтобы подготовить автокондиционер к жаркому сезону. В нашей статье мы расскажем вам, на какие элементы системы важно обратить внимание, чтобы она не подвела вас в летнюю жару.
Начать проверку системы следует с элементарного: включите автокондиционер и оцените его работоспособность. В исправном кондиционере воздух охладится уже через пару минут, и при температуре 20-25 °С снаружи на выходе из дефлектора его температура составит не более 10 °С. Если же охлаждение воздуха происходит слишком медленно, система подаёт более тёплый поток воздуха, чем обычно, работу кондиционера сопровождают посторонние шумы либо он и вовсе не включается, имеет место поломка или загрязнение системы.
Самой распространённой причиной неисправности кондиционера является отклонение уровня хладагента от нормы. Более того, датчик давления не позволит компрессору включиться как при недостатке, так и при излишке охлаждающей жидкости. Постепенное испарение хладагента – нормальное явление, и в норме дополнять уровень необходимо примерно раз в 3 года – как правило, частота обслуживания зависит от пробега, а не от общего срока эксплуатации. Впрочем, из-за нарушения герметичности системы вследствие усыхания уплотнителей, механических повреждений трубок, теплообменников или компрессора жидкость может уходить быстрее обычного.
О недостаточном уровне хладагента может говорить медленное или недостаточное охлаждение обратной магистрали автокондиционера – толстой трубки, следующей из салона в компрессор: в норме на ней сложно удержать руку. Она должна стать ледяной спустя примерно минуту после запуска двигателя. Кроме того, поскольку в системе также присутствует кондиционерное масло, об утечке хладагента могут свидетельствовать масляные разводы на трубках, шлангах, компрессоре. При «передозировке» охлаждающей жидкости система будет запускать компрессор буквально на пару секунд, но работать полноценно не будет. Для более детальной диагностики системы следует обращаться в специализированные центры, например, в сервис Avtomotiv Service в Днепре. С полным списком услуг сервиса вы можете ознакомиться по ссылке: заправка кондиционера авто днепр.
Если уровень хладагента в норме, и автокондиционер включился, но его работа сопровождается посторонними шумами, либо, если он попросту не включается, необходимо проверить исправность компрессора. При помощи тестера можно оценить работоспособность предохранителей и целостность электроцепи питания: на муфту и электромагнитный клапан должны приходить 12 В. Кроме того, нельзя исключать внутренних поломок компрессора. И наконец, следует проверить натяжение и состояние ремня привода компрессора: если он повреждён, ослаб и проскальзывает, компрессор не сможет эффективно поддерживать циркуляцию хладагента, и автокондиционер не будет работать в полную силу.
Когда все компоненты исправны, а количество хладагента соответствует норме, чтобы подготовить автокондиционер к лету, необходимо проверить всю систему на предмет загрязнений – как внутри, так и снаружи. Прежде всего стоит рассмотреть элементы системы, расположенные в подкапотном пространстве, в первую очередь пространство воздухопритока, куда нередко забивается листва и всевозможный мусор, а также конденсатор – радиатор кондиционера, расположенный позади радиатора общей системы охлаждения. Если его соты забиты пылью и грязью снаружи, его эффективность падает. То же касается и внутренних загрязнений: обнаружить их можно по неравномерному прогреву радиатора – забитые участки будут более холодными. Чистый и исправный испаритель имеет температуру в диапазоне 6-12 ℃, однако он также может загрязняться в процессе эксплуатации, что отразится в более высокой температуре воздуха. Если же поток воздуха холодный, но слабый, вероятно, его прохождение затрудняет загрязнённый салонный фильтр.
Сервисы по обслуживанию кондиционеров предлагают услуги по очистке элементов климатической системы без демонтажа. Помимо механической очистки радиаторов, время от времени следует проводить и дезинфекцию системы. Данная процедура позволяет очистить автокондиционер от посторонних запахов, очагов распространения бактерий и плесени, а также – при регулярном проведении – предотвратить их появление в будущем. Средства для обеззараживания системы представлены как в форме аэрозольных или пенных баллончиков, так и в виде специальных устройств, действующих по принципу увлажнителей воздуха. Из баллончиков можно очистить недра системы через дефлекторы с последующей продувкой на максимальных скоростях вентилятора, однако при таком подходе есть риск повредить расположенную за приборной панелью проводку. Потому мастера рекомендуют использовать подобные очистители через дренажную трубку системы. Второй вариант также содержит аэрозольный препарат, однако его следует устанавливать перед воздухозаборником (как правило, он находится в ногах со стороны пассажира) при включённом кондиционере и системе рециркуляции воздуха в закрытой машине.
И наконец, не забывайте о возможности неисправностей механических и электрических компонентов климат-систем автомобиля – заслонок, дефлекторов и их приводов, из-за некорректной работы которых к охлаждённому воздуху кондиционера, например, может подмешиваться тёплый воздух от радиатора отопителя.