Неизвестные ранее картины Рембрандта обнаружили в Великобритании

Среди имущества частного британского коллекционера были обнаружены две ранее неизвестные картины Рембрандта, крупнейшего представителя золотого века голландской живописи. Теперь уникальные портреты уйдут с молотка аукционного дома Christie’s – их оценочная стоимость составляет от $6 250 000 до $10 000 000.

Christie’s

На двух портретах диаметром менее 20 см каждый запечатлены пожилые супруги, дальние родственники Рембрандта. Зажиточный водопроводчик Ян Виллемс ван дер Плёйм и его жена Япген Карелс были известной в Лейдене семьёй. Их сын Доминикус ван дер Плёйм женился на кузине Рембрандта Корнелии ван Зэйтбрук. У пары родился один сын – Карел ван дер Плёйм, который обучался живописи вместе с Рембрандтом и включил в своё завещание его единственного сына – Титуса, родившегося за год до смерти супруги художника Саскии ван Эйленбюрх. Как гласит подпись на портретах, Рембрандт написал их в 1635 году, когда их герои купили сад по соседству с садом матери художника. Представители Christie’s утверждают, что специалистам из Рейксмюсеума удалось отследить историю картин сквозь века.

Рембрандт: автопортрет / Rijksmuseum
Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын в таверне» / Rijksmuseum

В частности, портреты оставались в семье ван дер Плёйм до 1760 года. После смерти праправнука Яна и Япген Мартена тен Хове они перекочевали в Варшаву, в частную коллекцию Винцента Потоцкого. Далее картины ненадолго оказались в коллекции парижского барона де Иври, а в 1820 году их приобрёл британский политик и военный Джеймс Мюррей, 1-й барон Гленлайон. В июне 1824 года работы Рембрандта впервые оказались на аукционе Christie’s. Тогда их приобрела неназванная британская семья, наследники которой сохраняли полотна в частой коллекции до наших дней. По словам главы отдела живописи старых мастеров Christie’s Генри Петтифера, существование этих портретов оставалось тайной для экспертов, поскольку их владельцы не интересовались их авторством или значимостью. Таким образом, они не значились ни в каких сборниках творчества Рембрандта. Обнаружили их случайно: пару лет назад хозяева пригласили экспертов для оценки антиквариата, которые и идентифицировали портреты.

Сын Титус в обличии францисканского монаха / Rijksmuseum
Christie’s

Цепочку отслеживания истории портретов помогли запустить сохранившиеся в Christie’s записи о торгах 1824 года. Затем последовало долгое исследование в исполнении экспертов из Рейксмюсеума, которые постарались отыскать как можно больше деталей о картинах, а также провели анализ самих полотен. В частности, именно они установили личности натурщиков Рембрандта. По мнению Петтифера, небольшой размер портретов является отражением их глубокой, нежной и спонтанной природе, которая свидетельствует о душевной близости художника с Яном и Япген. В июне уникальные картины посетят выставки в Нью-Йорке и Амстердаме, прежде чем вернуться в Лондон к старту аукциона 6 июля.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий