Современная наука успешно осваивает самые разнообразные сферы, но человеческий мозг всё ещё остаётся едва ли не самым загадочным объектом. Несмотря на значительные успехи в изучении структур мозга и его работы, центральный отдел нашей нервной системы не прекращает удивлять учёных. Представляем Вашему вниманию невероятные способности человеческого мозга.
Восприятие магнитного поля
Науке давно известна способность животных чувствовать магнитное поле: птицы, морские животные, насекомые и млекопитающие используют естественное силовое поле Земли для навигации. Многие годы учёные были уверены, что люди – единственные млекопитающие, неспособные ощущать действие этой силы. Недавние исследования показали, что на самом деле наш мозг гораздо более восприимчив к магнитному полю. В ходе эксперимента 34 человека поочерёдно находились в клетке Фарадея – устройстве, экранирующем своё содержимое от влияния внешних электромагнитных полей.
Внутри клетки учёные помещали искусственный источник магнитного излучения и постепенно поворачивали его, регистрируя активность мозга. К их удивлению, приборы запечатлели реакцию в отделах мозга, отвечающих за сенсорную стимуляцию. Несмотря на бурную реакцию мозга, сами подопытные совершенно ничего не чувствовали. Тем не менее, данные исследования подтвердили наличие способности магниторецепции человеческого мозга, но учёным ещё предстоит понять механизм его работы и влияние на поведение человека.
Естественный будильник
Не спешите спорить с людьми, которые утверждают, что могут просыпаться в нужное время без будильника. Естественный будильник – вполне реальное явление, которое позволяет избежать лишнего стресса, спровоцированного обычным аналоговым или цифровым будильником. Биологические часы организма отлично справляются с утренней побудкой, если сам человек не сбивает их с толку. При наличии более-менее чёткого режима дня наш мозг, а точнее гипоталамус, заставляет гипофиз выделять адренокортикотропный гормон – так называемый гормон стресса. Как правило, это происходит незадолго до того времени, когда человек привык просыпаться.
По мере распространения гормона по кровотоку организм постепенно просыпается – такое пробуждение не только гораздо приятнее резкого звонка будильника, но и полезнее. Учёные доказали, что использование будильника со временем может сказаться на мозговой активности, понизить внимание и работоспособность. Особенно вредно пытаться досыпать, переставляя повторный звонок будильника на 5-10 минут, так как такой промежуточный сон окончательно собьёт с толку биологические часы.
Обучение во сне
Как правило, мы воспринимаем сон как состояние, которое характеризуется пониженной реакцией на окружающий мир. Принято считать, что во сне отдыхает не только тело, но и мозг, однако на самом деле он сохраняет способность активно усваивать информацию. В ходе недавнего исследования 20 волонтёров прослушивали мелодии в различных фазах сна, а после пробуждения их попросили опознать те отрывки, которые они слышали. Испытуемые с уверенностью опознали мелодии, которые они слышали в момент БДГ-фазы или фазы быстрого сна. Эти 10-20-минутные периоды отмечаются повышенной активность головного мозга, которое внешне проявляется в быстром движении глазных яблок спящего.
Использовать сон для обучения человечество пыталось с древних времён, а в рамках классической научной школы такую методику признали в начале XX века. Успешность гипнопедии зависит от множества факторов: возраста, особенностей памяти и здоровья обучаемых, типа информации и т. п. Хотя гипнопедия не может служить полноценной альтернативой другим методикам обучения, в 2012 году учёные Института Вейцмана сумели доказать, что она достаточно эффективна для закрепления в памяти знаний, полученных в состоянии бодрствования.
Практика на воображаемом пианино
Практика является неотъемлемой частью обучения новым навыкам: будь то игра на музыкальном инструменте, изучение иностранного языка или освоение нового танцевального стиля. Учёные утверждают, что человек может «обмануть» собственный мозг, просто представляя себе процесс тренировки. В 1904 году лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Сантьяго Рамон-и-Кахаль провёл эксперимент, чтобы узнать, как воображаемая практика может повлиять на усвоение навыка. В его исследовании участвовали две группы людей, никогда ранее не игравших на пианино. Сантьяго преподал им базовые аспекты игры на клавишном инструменте: при этом одна группа имела возможность поработать с реальным пианино, а другой просто объяснили, какие позиции пальцев и кисти соответствуют конкретным нотам. В итоге обе группы освоили заданную мелодию на идентичном уровне. В 1990-х учёные повторили этот же эксперимент с использованием аппаратуры, регистрирующей активность мозга. Они обнаружили, что воображаемая тренировка задействуют в точности те же отделы мозга, что и настоящая.
Автопилот
В крайне задумчивом состоянии люди «на автомате» занимаются рутинными делами, добираются домой после сложного рабочего дня и т. д. Такое состояние можно назвать своеобразным автопилотом, но на самом деле оно скрывает в себе гораздо больше полезных функций. В начале 2000-х американские учёные открыли часть мозга, отвечающую за подсознательную обработку информации об окружающем мире – сеть пассивного режима. Для одного из экспериментов учёные попросили 28 человек сыграть в новую для них карточную игру. На протяжении обучения и самой игры исследователи оценивали активность мозга игроков.
В начале приборы показывали вполне предсказуемый результат, но когда участник эксперимента приловчились и достаточно хорошо запомнили правила, то в их мозгу активировался «автопилот». Тогда же их реакции стали более быстрыми и чёткими. Деятельность нейросети пассивного режима объясняет тот факт, что многие задания кажутся легче, когда их выполняют не задумываясь, например, завязывание шнурков или рутинные упражнения.