Реактивный автомобиль Bloodhound LSR установил очередной рекорд скорости в рамках 11-летнего проекта. На территории испытательного полигона в котловине высохшего озера Хаксинпан в Южной Африке уникальный аппарат развил скорость в 742 км/ч. Данный результат не является конечной целью: в 2020 году команда проекта надеется побить абсолютный рекорд скорости, установленный англичанином Энди Грином.
15 октября 1997 года английский пилот и автогонщик Энди Грин разогнал реактивный автомобиль Thrust SSC до 1230 км/ч. Эти цифры по-прежнему остаются недосягаемыми для любого наземного управляемого транспорта, однако команда Bloodhound LSR надеется обойти этот рекорд осенью 2020 года. В 2008 году Министр науки Департамента инноваций, предпринимательства и ремёсел Лорд Дрэйсон объявил об учреждении нового проекта, который займётся разработкой сверхзвукового автомобиля «рекордного класса». Проект получил своё название в честь британского зенитного комплекса Bristol Bloodhound.
Презентация первого полноразмерного макета автомобиля Bloodhound состоялась в 2010 году на международном авиасалоне Фарнборо. Во главе команды разработчиков находится Ричард Ноубл, которому с 1983 по 1997 год принадлежал абсолютный рекорд скорости среди наземных управляемых транспортных средств. Ноубл – не единственный рекордсмен в личном составе проекта: во время испытаний за рулём болида находится сам Энди Грин. Кроме того, в грядущем году ему предстоит вновь превысить скорость звука на автомобиле, так как целью Bloodhound LSR является планка в 1600 км/ч.
Над осуществлением великой цели трудится слаженная команда сотрудников Центра LSR Великобритании и компании Grafton LSR Ltd. Кроме того, активное участие в проекте принимает Кафедра инженерии Университета Суонси. Учёные использовали вычислительную гидродинамику для моделирования идеальной (с точки зрения аэродинамики) формы автомобиля. Снаряжённая масса прототипа с длиной, шириной и высотой кузова 12,9, 2,5 и 3 метра соответственно составляет более 6,5 тонны. Bloodhound LSR имеет весьма необычные колёса, диски которых выполнены из высокопрочного сплава алюминия, цинка, меди и марганца под номером 7037. При весе в 95 кг и диаметре 91 см на максимальной скорости автомобиля они выполняют около 10200 оборотов в минуту. На такой скорости даже незначительные отклонения от формы могут привести к излишним вибрациям, потому в процессе ковки, балансировки и шлифовки дисков специалисты устраняют всевозможные погрешности с точностью до микрон.
Бесспорно, наиболее важным элементом реактивного автомобиля Bloodhound LSR является его сердце – комплексная силовая установка. В её основе лежит турбореактивный двухконтурный двигатель Eurojet EJ200, разработанный на базе модели XG-40 от Rolls-Royce. EJ200 обеспечивает возможность крейсерского сверхзвукового полёта без использования форсажа истребителям четвёртого поколения Eurofighter Typhoon, выдавая около 135 тысяч лошадиных сил. С каждым последующим испытанием участники проекта Bloodhound LSR надеются выжимать из него как минимум 50 дополнительных км/ч, однако даже максимальной мощи EJ200 недостаточно для достижения скорости в 1600 км/ч. Максимальной тяги в 212 кН, необходимой для развития подобных скоростей, поможет добиться гибридный ракетный двигатель от норвежско-финской компании Nammo. Двигатели такого типа используют компоненты ракетного топлива в разных агрегатных состояниях. В роли насоса, накачивающего топливо в этого гиганта, выступит восьмицилиндровый 550-сильный компрессорный мотор от компании Jaguar.
В ходе последнего испытания, в котором Bloodhound LSR достиг скорости 742 км/ч, дополнительный гибридный двигатель задействован не был. Все пробные заезды необходимы для выявления недочётов в конструкции болида. Помимо силовой установки и аэродинамики, немаловажную роль для успеха заезда играет система торможения. При сверхзвуковых и околозвуковых скоростях для начала торможения используется аэродинамический тормоз, который увеличивает лобовое сопротивление. Затем в ход идут тормозные парашюты: на данном этапе испытаний именно они вызывают некоторые опасения, поскольку по мере наполнения ветром они провоцируют поперечное раскачивание задней части автомобиля. По достижении скорости в 241,2 км/ч водитель задействовал дисковые тормоза и успешно остановился.
В тот день Bloodhound LSR должен был пройти два пробных заезда, однако первый, несмотря на отличные показатели скорости, прошёл не совсем гладко. Во время промежуточной проверки состояния автомобиля команда обнаружила незначительное повреждение элемента титановой обшивки, который защищает от песка заднюю подвеску. Второй заезд пришлось отложить для проведения ремонтных работ и модификации тормозного парашюта для следующего испытания. В последующие 4 недели команде Bloodhound LSR предстоит провести ещё 8 тестовых заездов.