Sammy B: самое глубокое место кораблекрушения

Летом 2022 года бывший офицер ВМС США основатель компании Caladan Oceanic Виктор Весково и команда британской исследовательской компании EYOS Expeditions обнаружили в Филиппинском море останки эскортного эсминца U.S.S. Samuel B Roberts, известного по прозвищу Sammy B или Sam Buca. Его последнее пристанище на глубине почти 7 км является самым глубоким местом кораблекрушения в истории.

Sammy B: самое глубокое место кораблекрушения
Спуск U.S.S. Samuel B Roberts на воду / U.S. Navy

Sammy B был первым кораблём американского флота, носившим имя Сэмюэла Б. Робертса, который посмертно получил Военно-морской крест за выдающийся героизм в сентябре 1942 года. 21-летний рулевой вызвался принять участие в эвакуации сил морской пехоты США, оказавшихся в окружении преобладающих по количеству японских морских сил. Несколько десантных катеров группы оказались в западне под тяжёлым обстрелом противника, и Робертс вместе с другими членами экипажа решили отвлечь огонь на себя, пока остальные катера эвакуировались из зоны поражения. Отвлекающий манёвр сработал, однако сам рулевой получил смертельное ранение. Сослуживцы Сэмюэла смогли вывезти его из-под огня, однако он скончался на следующий день. Впоследствии ещё два судна получили название U.S.S. Samuel B Roberts – эскадренный миноносец и фрегат.

U.S. Navy
U.S.S. Samuel B Roberts за неделю до кораблекрушения / U.S. Navy

Будущий эскортный эсминец Sammy B был заложен в декабре 1943 года в Техасе, и весной 1944 года судно впервые сошло на воду. Его боевым дебютом стало сражение в заливе Лейте в октябре 1944 года. Судно было частью оперативной единицы Таффи-3: его задача состояла в сопровождении эскортных авианосцев. В сражении у острова Самар оперативная группа 77.4 и единица Таффи-3 в её составе уверенно противостояли превосходящему по силе флоту ВМС Японии, в состав которого входили 6 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 11 эсминцев и 4 линкора, включая один из самых больших военных кораблей в истории человечества – линкор Ямато. Во время боя U.S.S. Samuel B Roberts маневрировал максимально близко к японским судам, атакуя их торпедами, артиллерией и даже зенитными орудиями. Менее чем за 2 часа Sammy B нанёс тяжёлые повреждения крейсерам Тикума и Тёкай, прежде чем сам пострадал от снарядов с крейсера Конго.

Caladan Oceanic
Sammy B: самое глубокое место кораблекрушения
EYOS Expeditions

В сражении у острова Самар Sam Buca, рассчитанный на 43-44 км/ч, смог развить скорость до 53,2 км/ч. Впоследствии его прозвали «маленьким эскортным эсминцем, сражавшимся как линкор». Вместе с ним на дне Филиппинского моря своё последнее пристанище нашли 90 моряков, а 120 выжившим членам экипажа пришлось около 50 часов ожидать спасения на трёх спасательных плотах.

Sammy B: самое глубокое место кораблекрушения
EYOS Expeditions
EYOS Expeditions

По словам Виктора Весково, его команде выпала огромная честь обнаружить и идентифицировать U.S.S. Samuel B Roberts. Участники экспедиции исследовали самое глубокое место кораблекрушения в ходе шести погружений. Sammy B упокоился на 426 метров глубже прежнего рекордсмена – эскадренного миноносца USS Johnston, который затонул в Филиппинском море в результате того же сражения. Хотя корабль раскололся надвое из-за удара о морское дно, основные конструкции остались относительно нетронутыми. Весково и его коллеги были чрезвычайно удивлены, что им удалось обнаружить эсминец, поскольку вокруг было достаточно мало обломков, которые могли бы указать его точное местоположение. На глубине в 6895 метров в воде содержится мало кислорода, потому на останках судна практически отсутствует морская флора и фауна, и оно выглядит практически также, как в день своей последней битвы.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий