При эксплуатации автомобиля износ деталей неизбежен, однако при правильном обслуживании можно отсрочить необходимость полной замены компонентов. Например, для продления срока эксплуатации колёсных дисков и шин необходимо проводить балансировку колёс. Затягивание с балансировкой чревато чрезмерными вибрациями, которые не только делают использование автомобиля некомфортным, но также способствуют износу органов рулевого управления, элементов ходовой и подвески, шин и пр. Для устранения дисбаланса используют специальные балансировочные станки, позволяющие рассчитать точки для размещения грузиков из свинца или цинка на ободе. В нашей статье мы расскажем вам, как они работают и какие бывают.
Балансировочные станки: что это и как они работают?
Все вращающиеся детали различных машин – роторы электродвигателей или турбин, валы, муфты, гироскопы и т. д. нуждаются в балансировке. Станки, рассчитанные на поиск неуравновешенности деталей, называются балансировочными. Механизм подобного оборудования включает в себя корпус-станину, привод, опоры для установки балансируемого объекта и измерительные приборы. Последние отслеживают параметры вращающегося изделия, а именно вибрации или давление, возникающие при движении механизма. Таким образом система отслеживает место и степень неуравновешенности объекта. Далее специалисты используют полученные данные для устранения дисбаланса при помощи грузиков.
Классификация балансировочных станков
На сайте магазина https://fenix-market.com/ представлен широкий выбор агрегатов от таких производителей, как Teco, Bright Premium, Fenix и пр., которые отличаются между собой по ряду характеристик. Далее мы рассмотрим, какие именно характеристики следует учитывать при подборе станков, чтобы те соответствовали вашим требованиям. Итак, стенды бывают:
По типу обслуживаемого транспорта:
- Легковые
- Грузовые
- Универсальные
Совершенно очевидно, что различные транспортные средства имеют разные параметры колёс. Соответственно, для их обслуживания необходимо разное оборудование. Стоит отметить, что разница заключается не только в допустимом диаметре или весе колёс, но также в мощности двигателя приводного механизма и специфике его питания, а также скорости вращения привода, особенностях опор и точности измерения.
По способу управления:
- Ручные
- Полуавтоматические
- Автоматические
В зависимости от ценовой категории, балансировочные станки могут определять параметры обода колеса, включая его ширину, диаметр и расстояния от обода до станка, самостоятельно (автоматические) или требовать, чтобы мастер измерял и вводил эти данные вручную (ручные). Существуют также промежуточные варианты аппаратов, для запуска которых необходимо ввести лишь часть данных (полуавтоматические). Автоматизация процесса позволяет минимизировать влияние человеческого фактора на точность измерений и последующей балансировки. К тому же автоматические и полуавтоматические станки заметно ускоряют процесс обслуживания, что особенно актуально, если автосервис пользуется популярностью.
По плоскости оси вращения держателя:
- Горизонтальная
- Вертикальная
Данная категория не требует особых пояснений: расположение оси держателя не влияет на конечный результат, потому выбор зависит сугубо от личных предпочтений владельца и сотрудников автосервиса. Модели с горизонтальным расположением больше распространены на рынке, однако, судя по отзывам специалистов, работать с вертикальными моделями немного удобнее.
По принципу измерения / типу опор:
- С податливыми опорами: датчики фиксируют фазу и амплитуду колебаний опор, вызываемых вращением балансируемого изделия.
- С жёсткими опорами: сенсоры идентифицируют дисбаланс по фазе и силе давления, оказываемого вращающимся ротором (колёсным диском) на сами опоры.
Откалиброванные балансировочные станки с опорами обоих типов одинаково качественно производят измерения и находят причину неуравновешенности колеса.
Производитель и ценовая категория стендов также определяет количество доступных режимов работы, например, для штампованных или легкосплавных дисков. Кроме того, эти факторы могут влиять на время корректировки дисбаланса и на комплектацию станков. К примеру, в зависимости от стоимости аппарата, автоматический тормоз и пневматический подъёмник могут поставляться в комплекте, отсутствовать или отличаться по параметрам, а для ввода / вывода информации может использоваться простейший сегментный индикатор или полноценный дисплей. От этих характеристик не зависит качество балансировки, однако они определённо могут сделать этот процесс более или менее удобным и эффективным.