В отрасли автомобилестроения многие успешные фирмы канули в лету, оставив свой след, но при этом их имена и названия уже мало кому известны. Некоторые из историй действительно уникальны, и одной из них мы хотели бы поделиться с нашими читателями. Сегодняшний рассказ коснется компании Auburn, некогда принадлежавшей мистеру Корду.
Получив в 1893 году фирму отца, занимающуюся производством повозок, братья Френк и Моррис Эккарты решают переоборудовать ее под производство автомобилей. Новая фирма Auburn была образована в 1900 году, унаследовав название от своего географического расположения – город Оберн, штат Индиана.
Первый автомобиль, выпущенный этой компанией, имел рычаг вместо руля, оснащался двигателем мощностью всего 10 л.с. при объеме одноцилиндрового двигателя в 2.3 литра. Стоимость 800 долларов делала это транспортное средство весьма сомнительным приобретением, потому желающих было немного. Уже через пару лет, в 1903 году появилась новая модель “А”, оснащавшаяся уже рулем управления и цепной передачей. При этом мощность двигателя удалось поднять до 12.5 л.с. На следующий год компания подготовила уже более-менее интересную для потребителя модель. Автомобиль был многоместным, при этом у него появилась крыша над головой в виде тента. Если до этого покрышки были выполнены из цельной резины, то теперь они были надувными, что существенно изменило весь подход в целом. За год было продано 50 таких автомобилей, что было не так и плохо, как для начинающей компании.
В 1905 году мощности фирмы позволили наладить ей выпуск двухцилиндровых двигателей. При объеме 3.2 литра удалось выжать 20 л.с., что вполне нормально для того времени. С названием заморачиваться не стали, именовав свое детище просто “Model B”. На следующий год завод переехал на новое место, получив новые производственные мощности, открывшие обширные горизонты.
В целом с появлением Model C больших изменений не было – автомобиль стал чуть длиннее, а мощность двигателя была увеличена до 24 л.с. Чуть позже появляется новая модель, увеличенная еще на 15 см в длину, и получившая двигатель объемом 3.5 литра, но при этом мощность осталась той же – 24 л.с. Вероятно, увеличение объема повлияло на крутящий момент, но достоверных данных уже не найти. В целом же можно отметить, что максимальная скорость автомобиля составила 65 км/ч, а модельный ряд расширился вплоть до Model K, включая все предыдущие буквы алфавита кроме I и J.
В 1909 году компания разработала новое шасси, которое стало длиннее предыдущего еще на 15 см. Но самым главным новшеством стал 4-х цилиндровый двигатель объемом 3.3 литра. Особой мощностью он не отличался – не дотягивал до 26 л.с. Он не полностью вытеснил 2-х цилиндровые модели, но все же задал новое направление. Модельный ряд пополнялся, и в следующем году фирма решила использовать на некоторых моделях двигатели стороннего производителя Rutenber Motor Co. При объеме 5.2 литра он выдавал 40 л.с. В 1911 году компания Auburn выкупает фирму Zimmerman, при этом не сразу прекращает выпуск их моделей, а держит еще на протяжении 4-х лет, что тоже пошло на пользу. Позже появились 6.9-литровые 6-цилиндровые двигатели от фирмы Rutenber.
Вплоть до 1918 года дела компании шли отлично, но в 1918 году рынок претерпел множество изменений по многим причинам – это и развитие автомобильной индустрии в целом, и политическая ситуация в стране и мире. Из-за слабых продаж братья решают продать фирму, и новыми обладателями становятся Уильям Ригли младший (производитель жвачек с мировым именем) и Ральф Бард. Но при изменении собственника президентом компании все-таки остался Моррис Эккарт, младший из братьев.
Смена владельцев кардинально повлияла на модельный ряд компании. Старые модели решили оставить прошлому, а в 1919 году появляется достаточно серьезная модель Beauty Six с силовой установкой фирмы Continental мощностью 43 л.с. при объеме 3.7 литра. Модель была достаточно перспективной, и компания начала производство сразу 5 видов кузовов на ее базе. Через несколько лет появится и более мощная модель с 55 лошадьми под капотом.
Компания занималась выпуском автомобилей среднего класса, а количество заинтересованных в покупке постепенно уменьшалось. К 1924 году ситуация становилась критичной, и на спасение пришел Эррет Лобан Корд, талантливейший менеджер по продажам. Предложение в 36 000 долларов в год он отклонил, вместо чего запросил 20% от продаж + возможность приобрести контрольный пакет акций в случае успеха. Руководству компании терять было, по сути, уже нечего, так что на его условия они охотно согласились.
Склады были переполнены автомобилями, и в срочном порядке нужно было исправить ситуацию, за что и взялся Корд. Автомобили были перекрашены в синий и красный цвета, считавшиеся тогда наиболее привлекательными. Также их внешность была украшена всевозможными молдингами, никелерованными элементами внешней отделки и прочими украшениями. В комплекте к автомобилям теперь добавились домкрат, гудок, амперметр, спидометр, комплект запасных шин, регуляторы света и блокировка зажигания. В целом это все обошлось не так и дорого, но заинтересованность клиентов выросла молниеносно, и склады быстро опустели.
Уже в 1926 году Корд стал президентом компании, выкупив контрольный пакет акций. Поскольку дела пошли в гору, фирма Auburn приобретает фирмы Lycoming Foundry & Machine Co, Duesenberg Motor Co и Limousine Body Co. В июле того же года в рекламных целях мистер Корд арендовал трассу Атлантик Сити Спидвей, где поставил множество рекордов на автомобилях Auburn, но все же абсолютное первенство получить не смог. Новость облетает всю страну и положительно влияет на и без того хорошие продажи. В этом году была выпущена последняя модель с 4-х цилиндровым двигателем, и в общем компания взяла курс на более дорогие модели.
В 1928 году модельный ряд пополняют такие выдающиеся автомобили как 8-76 с мотором объемом 3.7 литра и модель 115 с легендарным кузовом Boattail Speedster с двигателем на 4.9 литра. Обе модели оснащаются новыми на тот момент гидравлическими тормозами. Автомобили поспособствовали новым успехам компании, особенно удачным получился 115. Разогнавшись о 173.5 км/ч он уверенно побил рекорд своего главного конкурента в лице Stutz.
Учитывая, что стоимость автомобилей Auburn была ниже, чем у Stutz, это выводило компанию в лидирующие позиции теперь по всем параметрам. Это позволило в 1928 компании Auburn поставить рекордные отметки продаж, в сумме это было 22 000 автомобилей. По сравнению с 1924 годом, когда мистер Корд только пришел в компанию, это составило 90% прироста.
1929 год ознаменовался появлением таких моделей как 6-80, на 65 л.с., 8-90 на 93 л.с., и 8-120, имевшей двигатель объемом 4.9 литра и 2 карбюратора, что позволило получить 120 л.с. Появилась и модель Cord L29, названная в честь президента компании. Также была выпущена специальная модель Cabin Speedster, чья участь оказалась довольно печальной – в том же году она сгорела при пожаре на выставке.
Заводы не справлялись с объемом производства, из-за чего пришлось ограничить дилеров – теперь в их шоурумах было не более одного автомобиля Auburn. Но в этом же году случился величайший в истории обвал на фондовой бирже, давший начало Великой Депрессии. Это отразилось на продажах абсолютно во всех сферах, не стала исключением и автомобильная промышленность. В 1930 году было продано всего 13700 автомобилей Auburn, но компания продолжала разрабатывать новые модели.
Благодаря удачной ценовой политике уже в 1931 году компания восстанавливает уровень продаж, и даже бьет прежние рекорды. Некоторые модели получают гидравлические амортизаторы и переходят на масло Bijur, которое использовалось только в дорогих автомобилях. Несмотря на высокий уровень технологичности и комфорта, продукция Auburn все еще была одной из самых доступных на автомобильном рынке. К примеру, Auburn Speedster был примерно в 2 раза дешевле своего собрата от Stutz.
В 1932 году по личному распоряжению Корда главный инженер Джордж Кублин разрабатывает 12-цилиндровый двигатель для новой модели 12-160. При объеме 6.4 литра двигатель развивал 160 л.с. При стандартном обвесе автомобиль разгонялся до 176 км/час, но при снятых крыльях и бамперах он мог преодолеть отметку 190 км/час. Важной деталью стал редуктор с собственным переключением передач, что умножало 3 скорости коробки еще на 2. Для того времени 6 передач было инновационным решением, так что эта функция не осталась незамеченной.
Как ни странно, но именно невысокая стоимость отразилась наихудшим образом на продажах этой модели. Автомобиль стоил в 3 раза дешевле 12-цилиндрового Кадиллака или Пирс-Эрроу, но именно это оттолкнуло многих покупателей. Состоятельные люди не приобретали этот автомобиль, потому что предпочитали подчеркнуть свой статус более дорогими брендами. А кто желал сэкономить, тот покупал более бюджетные автомобили. Тот самый случай, когда золотая середина оказалась невостребованной.
В 1933 году Эррет Корд выезжает из страны и оставляет право руководства своей автомобильной империей директору фирмы Дюссенберг – Гарольду Эймсу. Продажи падают до критично низких показателей. Модельный ряд постепенно обновляется, но это не спасает ситуацию. В 1934 году появляются модели 8-50X с двигателем 100 л.с. и 8-50Y с двигателем 115 л.с. Покупатели не проявили особого интереса, потому компания была вынуждена вернуть модель 6-52 с 6 цилиндрами общим объемом 3.4 литра и мощностью 85 л.с.
Также были существенно переработаны 12-цилиндровые модели, и с добавлением компрессора в систему удалось добиться 150 л.с. Внешне автомобили также получили множество изменений, среди которых фары, гофры капота, также новые крылья теперь имели более обтекаемые формы, ну и множество небольших доработок. В целом автомобили получили некоторые черты Мерседесов, что привело к появлению новой модели 851. Для поднятия уровня продаж пришлось снижать цену, и постепенно она упала ниже себестоимости.
В 1936 году на подходе был дизельный Auburn, который мог бы стать первым дизельным легковым автомобилем в мире. Первые экземпляры были показаны публике, но мистер Корд решил продать свою автомобильную империю. В целом это можно было бы считать окончанием истории компании Auburn, но всё же в 1966 году была предпринята попытка возрождения. Владельцем Auburn стал Глен Прей, и решил произвести реинкарнацию старых моделей в новой 866. Силовая установка с коробкой передач была выбрана от Форда. Выпуск продолжался с 1966 по 1981 год, но в целом это нельзя назвать полноценной серией.