В конце каменного века на территории современной Намибии древние люди настолько детально изобразили в камне отпечатки своих ног и лап животных, что спустя тысячелетия учёные сумели идентифицировать не только виды зверей, но даже их возраст и пол. В этом исследователям помогли современные охотники-следопыты, представители коренных народов Намибии.
Вырезанные в скалах следы животных и отпечатки ног людей встречаются в образцах доисторического наскального творчества по всему миру. Однако Намибия особенно богата примерами творчества охотников-собирателей времён позднего каменного века, которые отличаются чрезвычайным вниманием к детализации каменной резьбы. На протяжении многих десятилетий учёным приходилось относить эти образцы в категорию абстрактных геометрических фигур за неимением подходящих инструментов для более тщательной расшифровки их содержания. Как следствие, несмотря на широчайшее распространение, данный вариант творчества древних людей остаётся катастрофически недоисследованным.
В рамках нового исследования учёные из Университета Эрлангена — Нюрнберга в Германии обратились за помощью к аборигенным экспертам по отслеживанию животных по их следам, которые обычно сотрудничают с промысловыми охотниками. Исследователи выбрали для изучения наскальное творчество в горах Доро Навас, лежащих на территории заповедника Nyae Nyae Conservancy в Западной Намибии. Будучи представителями коренных народов, трое современных охотников-следопытов прекрасно ориентируются в местной фауне. С их помощью учёные рассмотрели 513 образцов вырезанных в скальных породах отпечатков и в 90% случаев сумели не только распознать видовую принадлежность животных, но также разгадать их пол, возраст и даже установить конечность, с которой был скопирован отпечаток.
Исследование показало, что такой вариант наскального творчества гораздо более детален и разнообразен, нежели попытки древних людей изобразить фигурки обитающих рядом зверей. В общей сложности исследователи сумели идентифицировать как минимум 40 видов животных. Кроме того, учёные обнаружили, что создатели каменной резьбы питали особую страсть к отдельным видам животных, например, к жирафам, а также предпочитали изображать отпечатки взрослых самцов. Резьба в форме отпечатков детёнышей и самок встречается значительно реже, однако не в случае жирафов: из более чем 120 образцов только 54 принадлежали взрослым особям. Ещё около 60 отпечатков, вырезанных на отвесных скалах гор Доро Навас, принадлежали разнообразным пернатым.
По мнению учёных, подобные тенденции определённо являлись следствием некого культурного паттерна, типичного для охотников-собирателей каменного века, но пока исследователи не имеют возможности установить культурный контекст творческих предпочтений древних людей. Однако уровень детализации этих отпечатков позволяет экспертам получить довольно точное представление о том, популяции каких животных доминировали в исследуемой местности, а также о том, как они менялись с течением времени, за счёт проведения качественного, количественного и хронологического анализа образцов наскального творчества древних людей.
Источник: Animal tracks and human footprints in prehistoric hunter-gatherer rock art of the Doro Nawas Mountains (Namibia), analysed by present-day indigenous tracking experts / Pastoors, A et. al