Умение создавать музыку без возможности услышать её привычным способом – уникальная способность, которая требует от человека дополнительных навыков и усилий. Истории известны единицы композиторов, потерявших слух на каком-то этапе своей жизни, и, пожалуй, самым известным среди них является Бетховен. Однако в нашей статье речь пойдёт не о музыкальных гениях среди людей, а о современных технологиях, которые, возможно, уже в ближайшем будущем перевернут все принятые правила написания текстов и музыки и откроют новую эру в искусстве.
Зачастую создание новой композиции – процесс, в котором принимают участие несколько человек, и музыка рождается в результате тесного сотрудничества и слияния идей. С развитием компьютерных технологий, в особенности искусственного интеллекта, люди всё чаще обращаются к машинам за помощью в генерировании мелодий и текстов. Эксперты уверены, что подобные тенденции могут быть началом революции в музыкальной сфере.
История музыки компьютерных технологий
Первой партитурой, созданной с помощью компьютера, стала композиция Illiac Suite для струнного квартета – она была разработана в 1957 году Леджареном Хиллером, Ленардом Исааксоном и компьютером ILLIAC I в Иллинойсском университете в Урбане-Шампейне. «Электрический мозг» просто сгенерировал ряд случайных чисел, которые соответствовали определённым музыкальным элементам. Последовательности чисел отвечали и за создание ведущей мелодии, её ритма и динамики, и за генерирование вариаций для каждого из участников квартета. Произведение привело поклонников музыки в полное замешательство, один из посетителей первого «концерта» сравнил услышанное со звуками скотного двора.
Впервые искусственный интеллект применили для создания музыки в 1987 году. Дэвид Коуп, бывший профессор музыки в Калифорнийском университете в Санта-Крузе, создал умную машину, получившую имя ЭМИ (EMI, Experiments in Musical Intelligence). Анализируя отрывки произведений определённого жанра, она могла генерировать уникальные структурированные композиции в рамках этого жанра. Всего ЭМИ создала более тысячи произведений на основе творчества 39 композиторов, которые представляли разные музыкальные стили. Коуп рассказал, что поначалу эта музыка вызывала у слушателей шок и даже страх от осознания того, что она была написана машиной, но постепенно реакция стала более позитивной.
Использование искусственного интеллекта – это естественное развитие степени интеграции технологий в индустрию музыки. Например, многодорожечная запись значительно упростила жизнь музыкантам: появилась возможность отдельные части композиции записывать последовательно, чтобы в итоге объединить их в общую звуковую картину. В 90-х Дэвид Боуи совместно с Тайем Робертсом разработал программу The Verbasizer, которая генерировала случайные предложения – они служили вдохновением для написания текстов. Современным музыкантам прекрасно знакомы виртуальные интерфейсы музыкальных инструментов вроде Midi, а исполнители не гнушаются обрабатывать свой вокал с помощью автотюна.
В наши дни программы искусственного интеллекта способны создавать вполне удобоваримые мелодии за пару минут, а также генерировать тексты песен, которые соответствуют заданной эмоциональной окраске. Музыка ИИ постепенно пробирается в музыкальные чарты, например, трек британского продюсера Алекса Да Кида «Not Easy», записанный совместно с X Ambassadors, Эль Кинг и Уизом Халифой, в 2016 году занимал первое место в хит-параде Top 40 Чарта Billboard. Для создания песни был использован суперкомпьютер IBM Watson, оснащённый вопросно-ответной системой искусственного интеллекта. Компьютер проанализировал огромное количество блогов, статей и данных из соцмедиа, чтобы сформулировать самые актуальные темы современности и охарактеризовать их эмоциональное настроение. Также IBM изучил тексты всех песен из еженедельного «Топ 100» за последние 5 лет. Полученные данные сформировали так называемый «эмоциональный отпечаток» общества, на основе которого был написан текст. Алекс Да Кид также использовал программу IBM для создания музыки «Beat», выбрав элементы, которые были бы приятными для слушателей. Таким образом способность ИИ обрабатывать огромные объёмы информации и необычно подавать полученные данные позволила компьютеру создать основу для будущего хита.
В 2016 году лаборатория компьютерных наук Sony представила первую полноценную песню Daddy’s Car в рамках проекта Flow Machines. Для написания песни программа искусственного интеллекта предложила варианты мелодий и текст, которые она сгенерировала на основе оригинальных произведений The Beatles, но дальнейшая аранжировка была выполнена человеком. Лаборатория выпустила целый альбом под названием «Hello World» от имени Skygge (с датского переводится как «тень»). С момента релиза в январе 2018 года композиции альбома «Hello World» прослушали более 5 миллионов раз, половина приходится на сингл, созданный совместно с канадской певицей норвежского происхождения Кайзой (Kiesza) под названием «Hello Shadow».
Со времён первых исследований Дэвида Коупа наука сделала широкий шаг вперёд. Новые компьютерные алгоритмы, которые в какой-то степени отображают алгоритмы деятельности нейронов в человеческом мозге, позволили машинам запоминать информацию и учиться. Искусственный интеллект научился обрабатывать неструктурированные данные и частично понимать даже достаточно сложную музыку. Исследователи Королевского Технического Института в Стокгольме и Кингстонского университета в Лондоне разработали так называемую «фолк-машину», которая за 14 часов выдала более 100 тысяч новых вариаций фолк-музыки. Таким количеством «произведений» не может похвастаться даже самый плодовитый композитор всех времён и народов – немец Георг Телеман, в арсенале которого более трёх тысяч разнообразных композиций.
Учёные использовали традиционный метод распознавания информации, известный как РНС – рекуррентная нейронная сеть. РНС – форма обучения ИИ, которая позволяет программе предсказывать входящие последовательности данных на основе уже обработанных. Для «тренировки» программы исследователи загрузили в неё 25 тысяч традиционных кельтских и английских песен. Компьютер создавал произведения не с помощью запрограммированных правил, он использовал предоставленные ему шаблоны, видоизменял их и совмещал таким образом, чтобы конечный результат соответствовал характеристикам оригинальных произведений. Приглашённые учёными профессиональные музыканты оценили всего часть полученных композиций – около трёх тысяч – и пришли к выводу, что всего 20% из услышанных ими произведений можно считать сносными.
Один из учёных проекта считает, что в будущем целые ансамбли роботов смогут исполнять сочинённые ними произведения. Возможно, это будущее куда ближе, чем нам кажется. Битбоксер Гарри Йефф, более известный под сценическим псевдонимом Reeps One, обучает свой компьютер разнообразным трюкам, «скармливая» ему часовые записи своего битбоксинга. В результате программа искусственного интеллекта, разработанная исполнителем совместно с Лабораториями Белла, научилась отвечать и поддерживать, своего рода, беседы с помощью битбоксинга.
Команда дочерней компании Google DeepMind решила развивать подобный концепт ещё дольше в рамках нового проекта WaveNet. Специалисты планируют создать ряд аудио моделей, на основе которых ИИ сможет подражать человеческому голосу. Таким образом ИИ сможет не просто сочинять музыку, но и исполнять собственные произведения.
Учёные также работают над созданием машин, способных генерировать полноценные осмысленные тексты. Исследователи из Антверпенского университета и Амстердамского Института загрузили в программу ИИ Deepbeat коллекцию рэп и хип-хоп композиций, а алгоритм по обработке языка выдал им готовую песню. Текст этого «произведения» хоть и был богат на всевозможные ругательства, но выглядел вполне реалистично. Настолько реалистично, что учёные разработали онлайн игру, в которой участники должны выбрать, какие из предложенных текстов действительно существуют, а какие были сгенерированы программой. Фолгерт Карсдорп, один из членов команды проекта, рассказал, что зачастую в целых текстах авторство машины выдают неуместные повторения и некоторая несогласованность между куплетами.
На другой стороне музыкального спектра группа Dadabots в лице Си Джея Карра и Зака Зуковски использует ИИ, чтобы создавать новые композиции в стиле блэк-метал. Программа работает на основе уже знакомого нам метода: анализируя уже существующие записи блэк-метал композиций, искусственный интеллект генерирует новые гибридные комбинации, а Си Джей и Зак сочетают полученные звуки на свой вкус. Подобные технологии находятся только на ранней стадии развития, но Карр и Зуковски уверены, что следующие поколения программ ИИ будут гораздо проще в применении, а их работа будет больше соответствовать пожеланиям слушателей.
Новые технологии способны значительно упростить жизнь начинающих музыкантов и режиссёров, программы искусственного интеллекта могут сэкономить их время и деньги, ускоряя процесс обнаружения новых талантов. Например, британская компания Instrumental разработала собственную программу, которая обрабатывает новые видео- и аудиозаписи исполнителей-аматеров на нескольких социальных платформах (Spotify, YouTube, Instagram и т.п.) и определяет, кто из них имеет наибольший потенциал. Впоследствии компания предлагает некоторым из них контракты и поддерживает в дальнейшем развитии.
Такое тесное сотрудничество людей и машин в скором будущем сотрёт границы между авторами и потребителями продукта. Человечество уже находится на пороге эры гипер-персонализации, когда клиенты ожидают от услуг полного соответствия их предпочтениям. Например, Apple Music, Deezer и Spotify уже используют технологии ИИ, чтобы предлагать слушателям новую музыку, которая бы им наверняка понравилась. Разработчики Google Play пошли ещё дальше: приложение анализирует информацию вроде местоположения пользователя, его увлечений и даже погоды, чтобы в нужный момент предложить подходящую песню. Некоторые устройства, например, смарт-колонка Echo от Amazon оснащена функцией DeepMusic, которая позволяет пользователям генерировать собственные треки и сразу же проигрывать их.
Вполне естественно, что подобные перспективы развития музыки будущего вызывают опасения среди артистов, которые не желают уступать собственную аудиторию машинам. Многие люди уверены, что искусственный интеллект, каких бы уровней развития он не достиг, просто не сможет понять такие тонкие вещи как человеческий разум и отношения между людьми, которые, как правило, и вдохновляют нас на творчество. Музыка была спутником человечества на протяжении десятков тысяч лет и оценить её силу может только человек. Вспоминая то, как близкие отношения с Джоном Ленноном содействовали их взаимопониманию при написании новых песен, Пол Маккартни говорил, что никакие технологии не смогут повторить успех произведений, созданных под влиянием искренних человеческих эмоций.
Нам же остаётся только ждать и наблюдать, как сложится путь эволюции музыки в будущем, ведь, как пели The Beatles: tomorrow never knows.
Источник: www.bbc.com