ИИ подтвердил подозрения учёных о картине Рафаэля «Мадонна с розой»

При должной тренировке искусственный интеллект способен распознавать в изображениях детали, которые упрямо ускользают от человеческих глаз. Команда исследователей из США и Великобритании использовала эту особенность ИИ для создания нейросети, способной идентифицировать подлинные и фальшивые работы изобразительного искусства. В частности, алгоритм сумел опознать подвох полотна Рафаэля «Мадонна с розой».

ИИ подтвердил подозрения учёных о картине Рафаэля «Мадонна с розой»
Museo Nacional del Prado

Дискуссия о подлинности картины «Мадонна с розой», приписываемой Рафаэлю, продолжается уже не первое десятилетие. Подделка предметов искусства – это ремесло, требующее необычайных навыков от мастера, и некоторые из них действительно умеют создавать шедевры, неотличимые внешне от оригинальных полотен. Традиционно для подтверждения происхождения картин необходимы многочисленные прямые и косвенные доказательства. Однако благодаря развитию технологий машинного обучения учёные теперь могут разгадывать тайны спорных полотен, идентифицируя практически неразличимые невооружённым глазом различия в форме и способе нанесения штрихов и мазков красящего материала, которые зависят от анатомии художника и привычного ему варианта удержания кисти и прочих инструментов.

Ugail et al., Heritage Science, 2023

В рамках международного проекта учёные из ряда британских и американских институций разработали ИИ-алгоритм, который идентифицирует именно такие детали, определяя, принадлежат ли они руке выбранного художника. Нейросеть состоит из комплекса моделей машинного обучения:

    • модель ResNet50 анализирует оригинальные полотна разнообразных художников, происхождение которых достоверно установлено на основе прямых и косвенных доказательств;
    • алгоритм SVM позволяет программе использовать признаки, идентифицированные в процессе изучения различных картин, для распознавания работ Рафаэля;
    • комплекс из четырёх инструментов выделения границ исследует мазки краски в картинах Рафаэля, чтобы опознать мелочи, характерные конкретно для его творчества: особенности палитры, форму мазков, работу с тенью и пр.

При последующем испытании алгоритм сумел распознать большинство полотен Рафаэля с точностью до 98%, однако при анализе картины «Мадонна с розой» ИИ не смог однозначно подтвердить его авторство. Заинтересованные спорными результатами, учёные решили повторить анализ полотна, позволив алгоритму рассмотреть не картину в целом, а отдельные её части. По итогам повторного исследования работы, ИИ пришёл к выводу, что большая часть полотна принадлежит руке Рафаэля, однако лицо Святого Иоанна написал кто-то другой. Такие итоги работы алгоритма заинтриговали учёных, ведь подобные подозрения у них существовали уже много лет.

ИИ подтвердил подозрения учёных о картине Рафаэля «Мадонна с розой»
Museo Nacional del Prado

Согласно историческим сведениям, Рафаэль писал «Мадонну с розой» в 1518-20 гг., в какой-то мере привлекая к этому процессу своих учеников. В середине 1800-х гг. искусствоведы впервые высказали подозрения о том, что лицо Иоанна выглядит более небрежным и гораздо хуже проработанным, чем остальное полотно. Анализ ИИ в некоторой мере позволяет подтвердить гипотезу о том, что в создании «Мадонны с розой» принимал непосредственное участие один из учеников Рафаэля. По одной из множества версий, им был Джулио Романо – один из его наиболее значительных последователей. Учитывая сильнейшее влияние трудов учителя на творчество Романо, его ранние работы практически неотличимы от работ Рафаэля, но, возможно, вскоре ИИ сможет идентифицировать различия между ними и окончательно подтвердить или опровергнуть причастность Джулио к написанию лица святого.

ИИ подтвердил подозрения учёных о картине Рафаэля «Мадонна с розой»
Ugail et al., Heritage Science, 2023

Исследователи подчёркивают, что подобные инструменты призваны служить помощником экспертов в области живописи, а не отнимать их работу. Процесс установки подлинности предметов изобразительного искусства чрезвычайно сложен и многогранен, а дополнительное внимание к деталям, пусть даже не от лица человека, никогда не бывает лишним.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь