Все мы помним любимый фильм «Кавказская пленница», снятый режиссером Леонидом Гайдаем, и вышедший на экраны 1 апреля 1967 года. Наверняка, многим запомнился красный автомобиль тройки злодеев. Многие думали – да Москвич какой-то или что-то из моделей ГАЗ, на эти мысли невольно наталкивал олень на капоте. Но на самом деле это не Москвич и не ГАЗ, а автомобиль немецкого происхождения Adler Trumpf Junior, и у него есть своя небольшая, но все-таки довольно колоритная история.
На оленя режиссер как будто специально обращает внимание зрителя, сделав отдельный эпизод в фильме, когда Бывалый снимает статуэтку после поездки и кидает ее Балбесу. Естественно, многие решили, что это – одна из «Волг» довоенных годов. Кстати, такой олень встречался только на ГАЗ-21, и как до нее, так и после – его больше не было. Также сбивает с мыслей тот факт, что на самом автомобиле какие-либо опознавательные знаки отсутствовали. Но все же об этой машине известно довольно много т.к. этот автомобиль был не реквизитной собственностью студии, а личным автомобилем самого Юрия Никулина. В названии Trumpf нет ошибки, ведь в немецком языке это слово имеет другое значение, нежели в английском. Trumpf – козырь, по-немецки.
Если разобрать номер 91-63 ЮАР, под которым машина снималась в фильме, то можно получить такие данные: «Ю» – номер зарегистрирован в подмосковье, «А» – дата регистрации, скорее всего, 59-60 годы, «Р» – автомобиль является частной собственностью.
После окончания съемок автомобиль отправился на долгие годы ржаветь в гараж при цирке, а Юрий купил себе новый автомобиль. И уже только после смерти артиста об этом автомобиле вспомнил скульптор Александр Рукавишников, который захотел увековечить в виде памятника Юрия Никулина рядом с его Трумпфом. В памятнике автомобиль выполнен в оригинальном размере, а Юрий Никулин – непропорционально большой, что имеет очень оригинальный вид. Сам памятник расположен на Цветном бульваре рядом с цирком, открытие было осенью 2000 года. Изготовление скульптуры заняло 2 года, вес превышает 3.5 тонны, а стоимость – 350 000 долларов. Скульптуру автомобиля отливали в Белоруссии, в Минске, а Юрия Никулина – в Италии, город не уточнен.
О самом автомобиле и фирме Adler
Компания Adlerwerke еще в 19 веке выпускала велосипеды и печатные машинки, чем успела прославиться. К автомобилям фирму приблизил Карл Бенц, когда заказал партию колес велосипедного типа для своих экипажей в конце 19 века. Тогда владельца фирмы, Генриха Кляйера, очень впечатлил легкий автомобиль братьев Рено, и первое серьезное намерение выпускать автомобили начало приобретать навязчивый характер. Первый автомобиль фирмы Adler был выпущен в 1900 году и имел название Vis-A-Vis. Особенностью данной машины было расположение посадочных мест – водитель и пассажир сидели друг напротив друга, а рулевое колесо было посредине. Двигатель имел мощность всего 3.5 лошадиных силы при объеме в 400 кубов, но это позволяло разогнаться до 30 км/ч. Фирма активно развивалась и выпускала современные автомобили, и к 30 годам у них появились модели Standard и Diplomat, которые были довольно роскошными, и среднестатистическому жителю о таком и мечтать нельзя было.
Но увы, в 1929 году в Германии кризис набрал довольно серьезные обороты и спрос на данные автомобили упал настолько, что выпускать их не было и смысла. Тогда и было решено перейти на автомобили с бюджетом попроще, и вот там и берет начало герой нашего рассказа, Adler Trumpf.
Объемы производства компании начали расти с 1934 года. До 1936 года был зарегистрирован выпуск всего 7003 автомобилей, а с 1936 по 1938 эта цифра возросла более чем в 2 раза – 18 600 единиц. Фирму Adler считают прородительницей VolksWagen.
Adler Trumpf Junior, выпускавшийся с 1934 года, был как-раз бюджетной моделью, уменьшенной версией обычного Adler Trumpf. Данная машина оснащалась двигателем объемом 995 кубиков и имела мощность 25 л.с. Максимальная скорость составляла 100 км/ч. Примечательным был расход – 9 литров на 100 км хода, что по меркам тех времен очень впечатляло экономичностью, да и стоимость этой машины составляла 2950 марок, что тоже было мало. Длина Trumpf Junior составляла 386 сантиметров, а ширина – 145 сантиметров. Версия кабриолета выпускалась с завода, но именно тот автомобиль, который снимался в фильме, вряд ли принадлежал к таковым, т.к. в некоторых местах видны предположительные срезы стоек. Автомобили Adler имели передний привод, что было очень большой редкостью в мире автомобилестроения, но именно эта машина уже подверглась модификации. В нем был установлен двигатель и трансмиссия от Москвича и колпаки с надписью ЗМА.
На сегодняшний день этот автомобиль находится на реставрации в Ломаковском музее.