История феномена зависимости – навязчивой потребности в изменяющей сознание и / или настроение пагубной деятельности – уходит корнями в доисторические времена. С существованием этого явления сопряжена незатухающая дискуссия о природе аддикций и наиболее результативных методиках избавления от них. В нашей статье мы расскажем вам о том, как со временем менялось отношение людей к химическим и психологическим зависимостям и об истории их лечения.
На протяжении многих веков в обществе существует дискуссия о биогенетической и социогенетической природе зависимостей, которые представляют эти состояния как заболевание, требующее специализированного медицинского вмешательства, либо как систему пагубных привычек и неправильных решений, избавиться от которой можно лишь через борьбу с собственными моральными слабостями. В наше время большинство специалистов считают зависимость комплексной проблемой с психологическими и биологическими механизмами развития, требующей комплексного воздействия. Отработанные систематизированные программы избавления от различных видов зависимости и последующей реабилитации предлагают наркологические центры, например, клиника Stop-зависимость, с перечнем услуг которой вы можете ознакомиться по ссылке: https://www.stop-zavisimost.com/.
Познавая окружающий мир, люди издавна сталкивались с природными психоактивными веществами и использовали их для достижения состояния изменённого сознания как в религиозных, так и в рекреационных целях. Например, многие народы средне Средней Азии употребляли мухоморы в религиозных церемониях, древние египтяне заваривали цветки и листья голубого лотоса для ритуалов и расслабления, а шумеры выращивали опийный мак – «растение радости» Хал Гил. Когда человек устанавливал чёткую ассоциацию между субстанцией и вызываемой ею эйфорией, бодростью или забытьём, природная тяга к излишеству неотвратимо приводила к потере чувства меры и развитию зависимости.
Алкоголизм в древности
По словам историков, среди известных исторических личностей древности со склонностью к злоупотреблению психоактивных веществ были:
- Александр Македонский: хотя причина смерти 32-летнего царя Древней Македонии по сей день остаётся неразрешённым вопросом, факт его пристрастия к алкоголю является бесспорным. Согласно трудам древнегреческого историка Диодора Сицилийского, вкупе с необузданным характером отсутствие меры в употреблении алкоголя могло «вдохновить» Александра на сожжение дворца в Персеполе, а убийство Клита Чёрного – полководца и друга царя – в ходе пьяной ссоры и вовсе является доказанным историческим фактом.
- Аттила: готские историки описывали смерть гуннского короля в результате сильнейшего носового кровотечения, случившегося после «отяжеления вином на свадьбе с девушкой по имени Ильдико». Современные учёные считают, что оно могло развиться вследствие эзофагеального варикоза, характерного для хронического алкоголизма.
- Марк Антоний: римский поэт и философ Сенека считал Марка ярчайшим образцом пьяницы у власти, которого сгубила страсть к вину и Клеопатре. Кроме того, по мнению экспертов, в своё время именно гедонизм Антония лишил его благосклонности Юлия Цезаря.
Уже тогда злоупотребление алкоголем обрело статус общественной проблемы, и древние философы стали изучать роль воли человека в развитии зависимости. В частности, Аристотель утверждал, что причиной алкоголизма является не соблазняющее действие напитка, но отсутствие мотивации и внутреннего стержня у зависимого, вследствие чего желание удовольствия заставляет его сделать выбор в пользу нежелательного поведения. Стоит отметить, что в то же время впервые зародилась дискуссия в определении зависимости как болезни или выбора человека. Например, Платон считал, что нельзя недооценивать власти алкоголя над телом человека. К тому же он был сторонником ограничения употребления вина вплоть до законодательного запрета для некоторых верст населения. О каких-либо мерах борьбы с зависимостью, кроме воздержания, в те времена речь не заходила.
Средние века
С падением Римской империи по Европе семимильными шагами распространялось христианство. Влияние церкви вылилось в появление законных и негласных методов борьбы с зависимостями. В христианской традиции вино имеет статус «крови божьей», потому злоупотребление этим напитком считалось греховным. Подобное отношение распространялось и на другие алкогольные напитки, потому в Средние века питейные заведения столкнулись с новыми налогами и ограничениями деятельности. Согласно историческим источникам, несмотря на порицание со стороны церкви, в Средневековье наблюдался прирост в распространении алкоголизма, обусловленный рядом факторов. В частности, во многих регионах сохранялись традиции проведения языческих гуляний, сопровождавшихся бурными возлияниями. Суровый образ жизни, тяжёлая работа и неудовлетворённая потребность в полноценном питании подталкивали людей к поиску утешения и источника углеводов через употребление алкоголя. В свою очередь церковь видела в людях, пристрастившихся к алкоголю, низменных грешников, одержимых нечистью. Методы «лечения» провинившихся были не самыми передовыми: от тюремного заключения до пыток и казни.
Хотя курение как практика вдыхания дыма сгорающих растений известно с давних времён, настоящий курительный бум произошёл после открытия Америки. В обществе параллельно распространялась как сама привычка, так и разные по обоснованию запреты табакокурения, а вместе с ними и самые разнообразные способы наказания курильщиков. Первое время против данной практики наиболее активно выступала церковь, которая считала, что лишь дьявол способен наделить человека умением выпускать дым из ноздрей. Курение считалось греховным и грязным. В то же время данную практику считали весьма пожароопасной привычкой, особенно в условиях жаркого климата. С началом XVII века среди аргументов против зависимости от курения появились первые доказательства его вреда для здоровья. В разное время тяжесть наказания за курение варьировалась от публичного порицания до нанесения тяжёлых увечий или даже смертной казни.
Европейцы позаимствовали у Америки привычку курить, «предложив» взамен практику неограниченного употребления алкоголя. По словам историка Уильяма Рорабо, вместе с колонизаторами в Новый Свет пришло пьянство. Эта практика получила настолько обширное распространение, что к 1830 году жители США старше 15 лет выпивали в среднем 32 литра алкоголя в год. Примерно в то же время некоторые люди наконец начали осознавать, что пристрастие Нового Света к алкоголю обрело критические масштабы.
Новый Свет
Американский общественный и политический деятель, участвовавший в борьбе за независимость и отмену рабства, Бенджамин Раш был также одним из первопроходцев американской аддикционной медицины. Хотя он, как и многие терапевты того времени, считал кровопускание, а также применение ртути и радия эффективными способами лечения «сумасшествия», некоторые его методики были действительно революционными. В частности, Раш активно продвигал трудотерапию и групповую терапию для борьбы с психологическими и химическими зависимостями. К слову, последнюю практиковали и представители коренных племён, которые также столкнулись с распространением алкогольной зависимости под влиянием колонизаторов. В 1750-х годах они организовывали племенные кружки трезвости: их координировали представители племён, которые уже прошли путь освобождения от алкоголизма. Они использовали свой опыт как для лечения своих собратьев, так и для пропаганды полного отказа от алкоголя в профилактических целях и возвращения к традициям предков.
Некоторые индейцы принимали христианство, в связи с чем представители церкви стали продвигать религиозное перерождение как методику борьбы с алкоголизмом. Ранние попытки обуздать любителей выпивки на законодательном уровне были не особо успешными, однако порицание публичного пьянства как греховного действия способствовало распространению движения трезвенности, и к середине XIX в. многие люди в США отказались от алкоголя именно под давлением религии. Примерно в то же время развитие науки позволило медикам обнаружить и продемонстрировать публике результаты воздействия на организм длительного злоупотребления алкоголем. Именно тогда впервые прозвучал термин «алкоголизм», описывающий комплекс последствий хронического потребления алкоголя для тела и психики. Кроме того, медики того времени стали продвигать методики институционного лечения и реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ.
XIX век
Одной из первых организаций по защите прав пациентов была Американская ассоциация лечения алкоголизма. В 1870-х годах её члены основали первое учреждение по лечению и реабилитации пациентов с алкогольной зависимостью. К тому же они активно требовали признать алкоголизм не грехом или преступлением, но заболеванием, требующим соответствующего лечения. Во второй половине XIX века Америка также столкнулась со стремительным распространением зависимости от морфина. Данная проблема сформировалась из-за так называемой «армейской болезни» – широкого применения морфина военными, получившими ранения в ходе Американской гражданской войны. Кроме того, медики экспериментировали с использованием наркотика для лечения алкогольной и опиумной зависимостей, а также в принципе не слишком ограничивали его применение в качестве болеутоляющего.
Несмотря на активное движение за признание разного рода аддикций болезнями и учреждение специализированных заведений / организацию домашнего лечения, методы борьбы с зависимостью бывали откровенно экстремальными. В некоторых случаях оно ограничивалось принудительной изоляцией и резким ограничением употребления психоактивной субстанции. Впрочем, порой детоксикацию организма сопровождали вдыханием амилнитрита и кокаина, а также введением хлоральгидрата или употреблением ядовитой белладонны.
XX век
К началу XX века только в США действовало более 100 специализированных учреждений по избавлению от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей. Значительный процент подобных учреждений работал по франшизе доктора Лесли Кили, который признавал зависимости болезнью с той лишь целью, чтобы продвигать продажу собственного чудодейственного средства. Лекарство Кили представляло собой коктейль для питья и инъекций якобы с содержанием золота. Хотя точный состав препарата он держал в тайне, независимый анализ средства показал, что в него входил стрихнин, экстракт коры серебристой ивы, спирт и различные наркотические вещества, а вот драгоценный металл не наблюдался даже в минимальных количествах.
Действие этого снадобья было рассчитано на седацию пациентов, а не на избавление от зависимости, а золото служило лишь способом привлечения клиентов. Ко всеобщему удивлению, после лечения в клиниках Кили от 20% до 50% больных всё же прекращали пить. Причиной тому были вовсе не чудодейственные средства, но групповая терапия, в рамках которой пациентов призывали делиться чувствами, эмоциями и собственным опытом с другими. Эти группы были предшественниками сообществ «Анонимных алкоголиков» и прочих аналогичных групп, в которых собираются зависимые люди, желающие побороть свои пристрастия.
На заре XX века в ряде стран стали появляться законодательные базы для регулирования состава медикаментов, и продажа всевозможных чудных эликсиров стала нелегальной. Подавлению алкоголизма также должны были содействовать «сухие законы». Впрочем, введение регуляций возымело совершенно обратный эффект, ведь вместе с запретом алкоголя и наркотических препаратов «за ненадобностью» ограничили и деятельность лечебных учреждений. Публику вновь приучали к тому, что алкоголизм и наркомания – это не болезнь, а проявление слабости человеческого характера. Буквально в одно мгновение психоактивные вещества были криминализированы, а врачам по сути запретили осуществлять лечение и реабилитацию зависимых. Производство средств для удовлетворения зависимости превратилось в процветающий подпольный бизнес. В какой-то момент после криминализации наркотических веществ пенитенциарные учреждения переполнились зависимыми людьми, и их стали отправлять в психиатрические больницы или специальные «колонии» для принудительного «лечения».
Современная эпоха
Началом современной эпохи в сфере лечения и реабилитации зависимых стали 1930-годы. В частности, с окончанием действия «сухого закона» в США стали набирать оборотов общественные движения, целью которых была декриминализации зависимости и поддержка людей, ставших на тропу борьбы со своими пристрастиями. Например, в 1935 году Билл Уилсон и доктор Роберт Смит основали первое сообщество Анонимных алкоголиков. Кроме того, Уилсону принадлежит авторство системы психосоциальной реабилитации по программе «12 шагов», которая состоит из 12 шагов духовного роста, помогающих человеку справиться с зависимостью. После Второй мировой войны потребность в подобных сообществах только выросла, и «Центры 12 шагов» (либо аналогичные по идее организации / учреждения) стали появляться по всему миру.
В конце 1940-х сформировалась общая конституция наркологических центров, пациенты которых должны были отказаться от употребления психоактивных веществ, посещать тематические лекции и сеансы групповой терапии. Цель этих мероприятий – побороть так называемый «бунт самости», который заставляет человека сознательно или бессознательно делать выбор в пользу нежелательных поступков и поведения, быть скрытным, эгоистичным и испытывать негодование. Возможность делиться с другими людьми деталями своей повседневной жизни, поражениями и удачами помогает сместить внутренний ориентир человека с самоизоляции к открытости – к миру, к жизни и к диалогу. Даже спустя десятки лет специалисты отмечают высокую терапевтическую ценность взаимопомощи между зависимыми.
К концу 1950-х годов международные медицинские ассоциации окончательно пришли к единому мнению о том, что зависимость – это сложное состояние, которое следует рассматривать как мультиаспектное заболевание. Для преодоления зависимости необходимо столь же многокомпонентное лечение, которое затрагивает как физические, так и психологические аспекты здоровья человека. Задача наркологических центров и подобных им учреждений заключается в том, чтобы облегчить течение абстинентного состояния, помочь больному признать проблему и преодолеть её.