Vought V-173 и XF5U — Flying Pancake — Летающий блин

В самолетостроении всегда было место самым смелым экспериментам, история авиации успела запечатлеть и самолет с корпусом в форме трубы, и самолеты, представляющие из себя сплошное крыло, да к тому же это вполне успешные модели. В этой статье рассмотрим летательный аппарат не менее причудливых форм, напоминающий летающую тарелку или просто блин. Встречайте, Vought V-173 Skimmer.

В годы войны очень заманчивой казалась возможность сделать самолет с вертикальным взлетом, и потому велось множество работ по созданию корпуса в виде тарелки. На момент разработки именно в такой необычной компоновке инженеры видели перспективы в данном направлении.

В 1930-х годах инженер Чарльз Циммерман занимался разработкой самолетов с круглым крылом для вертикального взлета и посадки, и даже смог представить крупномасштабную модель Vought V-162, которая всерьез заинтересовала руководство ВМС США. Финансирование проекта было подтверждено, после чего начались работы над V-173. Первый полет летательный аппарат совершил 23 ноября 1942 года, и в целом он показал достаточно неплохие результаты. Такая форма вполне оправдала себя, а основной ее целью было максимальное снижение взлетно-посадочной скорости, но при этом можно было достигать и очень высоких скоростей, не опасаясь разрушения конструкции. На V-173 были установлены маломощные двигатели, выдававшие всего по 80 л.с. каждый, но для массы 1400 кг этого было крайне мало. Не стали заморачиваться и насчет шасси, оставив его неубираемым. При размахе крыла в 7.11 и корпуса длине в 8.13 метров диаметр лопастей составлял по 5.03 метров. Площадь самолета составила 39.67 квадратных метров. На 2-х килях были расположены рули направления, а за крен и тангаж отвечали цельноповоротные элевоны. Во время испытаний летчики отметили очень плохой обзор из кабины во время взлета и посадки. Причина была в винтах очень большого диаметра, из-за которых угол наклона самолета пришлось сделать слишком большим, в итоге на земле он стоял с задранным носом. При максимальном потолке в 1524 метров и максимальной скорости всего 222 км/ч машина показала длину разбега всего 60 метров, а при встречном ветре 46 км/ч — и вовсе практически вертикальный взлет.

Уже в 1943 году испытания закончились, а 15 марта 1947 года V-173 был выведен из эксплуатации официально.

На его базе в 1946 году был построен экспериментальный палубный самолет XF5U. Его технические характеристики уже были приближены к актуальным на тот момент. 2 двигателя выдавали по 1350 л.с. каждый, а обшивка была в основном из металлита – бальсовых панелей, покрытых алюминиевыми листами. В целом это дало достаточно уверенную жесткость и позволило сэкономить в весе на силовых элементах конструкции. Пропеллеры вращались в противоположных направлениях, компенсируя вращающий момент. Элементы управления в целом были схожи с V-173, также перекочевал и недостаток высоко задранного носа при посадке и взлете для обеспечения возможности установки винтов большого диаметра. Угол наклона самолета на земле составлял 40 градусов.

Экспериментальные модели так и не получили вооружения, но конструкторами было предусмотрено оснащение 6 пулеметов Browning M2 калибром 12.7 мм и 2-х бомб по 500 кг каждая или подвесных топливных баков.

Для вертикального взлета и зависания этих двигателей было недостаточно, так что в целом самолет на момент своего появления уже не представлял прежнего интереса. Послевоенная авиация взяла курс на реактивные двигатели, имевшие значительно большие потенциалы по сравнению с поршневыми. К примеру, 1 октября 1947 года совершил первый вылет знаменитый F-86 Sabre, а 30 декабря поднялся в воздух первый МиГ-15. Естественно, техника такого уровня делала поршневые истребители анахронизмом, и если уже выпущенные поршневые самолеты продолжали летать, то в разработке и выпуске новых не было никакого смысла.

Через 2 дня после закрытия программы V-173 были прекращены и работы по XF5U, а в 1948 году оба образца были пущены на металлолом.

В целом же за короткий срок испытаний самолеты смогли показать выдающиеся характеристики как для поршневых, но совершенно неактуальные для реактивных самолетов того времени. Рекорд скорости в 811 км/ч на высоте 8800 метров был установлен неофициально, и еще недавно казался чем-то недостижимым, но реактивная авиация уже начинала бороться за первенство в покорении сверхзвуковой скорости.

Технические характеристики XF5U:

  • Длина: 8,73м
  • Размах крыльев: 9,9м
  • Высота: 4,50м
  • Площадь крыльев: 44,2м²
  • Вес пустого: 5968кг
  • Снаряженный вес: 8500кг
  • Максимальный взлетный вес: 8533кг
  • Двигатели: 2 поршневых Pratt&Whitney R2000-7 (1350л. с. каждый)

Летные характеристики

  • Максимальная скорость: 800км/ч на высоте 8500м (проектная);в перспективе: 624км/ч на высоте 4570м
  • Дальность: 1703км
  • Максимальная высота полета: 10516м
  • Скороподъемность: 15,23м/с
  • Нагрузка на крыло: 172кг/м²
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий