Изображение «нереального» фламинго стало одним из призёров категории конкурса 1839 Awards’ Color Photography Contest, посвящённой ИИ творчеству. Подвох оказался в том, что сбивающее с толку изображение птицы – это реальная фотография, не претерпевшая обработки при помощи нейросетей.
В последние годы сгенерированные при помощи ИИ изображения всё чаще прокрадываются в состязания по изобразительному искусству или фотографии. Порой им удаётся обмануть судей и добраться до призовых мест, с чем связано вполне объяснимое недовольство со стороны художников и фотографов. Фотограф Майлз Эстрей решил провести эксперимент, который мог бы поменять стороны ролями. Он подал одну из своих работ на участие в конкурсе 1839 Awards’ Color Photography Contest, а именно, в категории, которая не просто допускает использование ИИ – это является её главным условием. На рассмотрение судей из Phaidon, Christie’s и Centre Pompidou Майлз выставил подсадную утку, а точнее – вполне реальное фото розового фламинго, снятое им в Арубе.
Несмотря на заметный прогресс в развитии генеративных нейросетей, им всё ещё не чужды некоторые странности. Ярким примером тому являются разнообразные вариации альтернативной анатомии живых организмов: слишком большое число зубов и пальцев, лишние руки и т. п. На фото Эстрея фламинго прекрасно вписывается в канон из-за кажущегося отсутствия головы. На самом деле птица попросту согнула свою гибкую шею, чтобы почесать клювом животик. По словам фотографа, этот снимок был абсолютно случайным и совершенно естественным. Он не пытался подловить пернатого в максимально странной позе, которая сошла бы за одну из галлюцинации ИИ. Майлз рассказал, что он уже довольно давно заигрывал с идеей принять участие в конкурсе для ИИ творчества с реальной фотографией, и этот кадр показался ему идеальным – такой простой, но в то же время нереалистичный, несмотря на вполне природное поведение животного.
Эстрей не питал особых надежд, потому попадание в шорт-лист конкурса стало для него сюрпризом. 1839 Awards’ Color Photography Contest – масштабное мероприятие, и для любого фотографа этот этап протекает сродни лотереи. Попав в шорт-лист, Майлз предположил, что у него и правда есть шанс, и принялся за продвижение своей работы. Тем не менее он был шокирован, узнав, что «нереальный» фламинго не только занял третье место в категории ИИ творчества, но также взял приз People’s Vote. После объявления результатов фотограф обратился к организаторам конкурса и признался в подвохе. По словам Эстрея, он подал свою работу в категорию ИИ творчества, чтобы доказать, что создаваемый людьми контент не потерял своей актуальности. Сама природа, а также её креативная и эмоциональная интерпретация в творчестве не уступают искусственному интеллекту. Фотограф выразил надежду, что жюри и зрители поймут его поступок и выраженный им посыл.
В конечном итоге судьи 1839 Awards’ Color Photography Contest дисквалифицировали Майлза и его работу. Однако они также объявили о планах использовать этот случай для дискуссии об этических проблемах генеративного искусства: вместе с Эстреем они надеются вдохновить художников и фотографов к творчеству без опасений, что ИИ может занять их место.
Источник фото: Miles Astray