В странах соцлагеря большинство автомобилей были утилитарными, а какие-то более-менее роскошные модели предназначались только для чиновников и элиты разного уровня. Чешская фирма Tatra в свое время успела найти место в этом классе и выпустила автомобиль Tatra 603, который не просто способен конкурировать с мировыми лидерами автомобилестроения, а даже способен легко обойти многих из них.
Сегодня эту компанию многие уже и не знают, в памяти всплывают разве что некоторые модели грузовиков, да и тех в наших краях было относительно немного. Но на момент своего выхода Tatra 603 была просто чудом инженерной мысли, сочетавшим в себе как высочайший уровень комфорта, так и технологичность. Помимо всех вышеперечисленных качеств автомобиль обладал также прекрасной аэродинамикой и мощным двигателем, что делало его вполне конкурентоспособным на мировом рынке. Правда, места ему там практически не нашлось.
По окончанию войны Чехословакия осталась сильно зависимой от СССР, что отразилось буквально во всех сферах экономики, в том числе и на производстве. Многие компании были национализированы, не стала исключением и Tatra. Производство легковых автомобилей тогда было передано заводу Шкода, а Татре остались в основном грузовые автомобили. Инженеры Татры не были готовы к такому ходу событий, так что хоть серийное производство легковушек и прекратилось, но разработки продолжились. Ситуацию частично смог спасти министр культуры ЧССР Вацлав Копецкий: благодаря ему Татре удалось сохранить выпуск легковых авто, но не «народных», а высшего класса, небольшими партиями. В итоге первый серийный Tatra 603 достался именно Копецкому.
Техническое задание на разработку такого автомобиля конструкторское бюро завода получило в декабре 1951 года, а уже через год был готов первый опытный образец. Автомобиль имел некоторые интересные особенности, которые нечасто можно было встретить у конкурентов. Классическая для марки хребтовая рама была заменена несущим цельнометаллическим кузовом, двигатель располагался сзади и имел воздушное охлаждение, а освещение можно считать уникальным для автомобилей. Всего у него было 3 фары, и средняя из них поворачивалась по направлению движения автомобиля, вместе с колесами.
Коэффициент аэродинамического сопротивления (Cx) округлого обтекаемого кузова составлял всего 0,36, что для того времени было просто потрясающим результатом. Да и на сегодняшний день это достаточно хороший показатель. Во многом этого удалось достичь благодаря заднему расположению двигателя, что позволило скруглить нос автомобиля и придать ему нужные плавные формы, не заморачиваясь над подкапотной компоновкой. Фары также были прикрыты цельным стеклом для улучшения аэродинамики.
С двигателем история также получилась непростая, ведь своего современной силовой установки среднего объема у фирмы не было. Но выход был найден, в автомобиль установили двигатель с грузовика Tatra 805. Сам по себе он тоже достаточно интересный, при конфигурации V8 он имел 1 распредвал, а объем 2,5 литра обеспечивал ему мощность в 95 л. с. и крутящий момент 150 Нм. Блок цилиндров был алюминиевый, но все равно двигатель имел приличный вес в 180 кг, что ощутимо влияло на управляемость автомобилем. Пружинная подвеска спереди типа МакФерсон, а сзади – на качающихся полуосях, была независимой.
На тесты и окончательные доработки потребовалось немало времени, и премьера автомобиля состоялась только в 1955 году, но даже на то время Tatra 603 был технически передовым автомобилем даже по самым высоким меркам. На автофестивале в Злине публика была в восторге от новинки, и уж от страны соцлагеря такого точно никто не ожидал. Большой просторный шестиместный салон, в котором хватило места даже столику для напитков, имел просто невиданный уровень комфорта по европейским меркам того времени. Было несколько комплектаций, но даже в базовой присутствовал бензиновый отопитель и радиоприемник Tesla (не та Tesla, что в космос полетела).
Максимальная скорость достигала 160 км/ч, но из-за заднего расположения двигателя и нарушенной развесовки управляемость, мягко говоря, не была сильной стороной автомобиля, так что гонять на таких скоростях не рекомендовалось. Впрочем, даже на относительно невысоких скоростях водители отмечали довольно специфическую управляемость. Но стоит отметить, что отдельные экземпляры даже принимали участие в гонках, где смогли показать достаточно неплохие результаты, а благодаря форсированному двигателю они разгонялись до 200 км/ч.
В 1961 году вышло второе поколение, Tatra 603-2. Двигатель был форсирован до 105 л. с., а переднюю подвеску оснастили стабилизатором, что положительным образом отразилось на управляемости и уровнях крена. Задняя подвеска также получила некоторые изменения и стала чуть шире. Автомобиль получил теперь уже 4 фары, но они так и остались расположены близко к центру.
Третье поколение вышло в 1967 году, но не получило нового индекса, таки оставшись 603-2. Тормозная система получила гидроусилитель, а сами тормозные системы стали дисковыми. Внешне изменилось достаточно многое: это и бамперы, и воздухозаборники, но в целом доработки были небольшие. На базе T603 также проектировался универсал, микроавтобус и множество других проектов, но в серию они так и не пошли. Последняя Tatra 603 была выпущена в 1975 году. На потенциальную замену ей в 1973 году пришла Tatra 613, но последние несколько лет они так и продолжали выпускаться параллельно. За время производства автомобиль не продавался в частные руки, а построено было всего 20 422 единиц. Некоторые из них шли на экспорт в страны Восточной Европы, а некоторые даже успели поработать в такси. Сегодня крайне непросто встретить такой автомобиль, всё чаще они оседают в частных коллекциях.