Монокар — смесь автомобиля и мотоцикла

На заре автомобилестроения инженеры экспериментировали с самыми разными видами компоновок, в том числе были и попытки скрестить автомобиль и мотоцикл. Так появился монокар.

Монокарами эти транспортные средства назывались из-за того, что оба колеса у них шли по одной колее, хоть из названия можно подумать, что колесо должно быть одно. Более того, помимо пары основных колес, они имели еще по несколько вспомогательных, которые убирались во время движения. В общих чертах монокар должен был стать бюджетной альтернативой автомобилю, при этом его достоинствами были расход, маневренность, небольшая собственная масса и хорошая проходимость. Обычно он был рассчитан на 2 человека и небольшое количество багажа.

1912 — Scripps-Booth Bi-Autogo

В 1912 году сын газетного магната Джеймс Скриппс-Бут показал миру свое творение, которое достаточно сильно заинтересовало публику. Аппарат был достаточно массивным, но при этом был оснащен V-образным двигателем мощностью в 45 л.с при 6.3 литрах объема и 4-х ступенчатой коробкой передач, что было очень неплохо. Двигатель запускался при помощи сжатого воздуха, а система охлаждения состояла из небольшого радиатора и медных трубок, идущих вдоль корпуса, что обеспечивало дополнительный обдув и крайне оригинальную внешность. Но всё это на корню убивало идею о небольшой массе, ведь аппарат весил 1500 кг.

Привод ведущего заднего колеса был цепным, тормоз – барабанным, а рессорная подвеска была достаточно громоздкой и сложной. Дополнительные колеса автоматически поднимались под отдельные крылья в кузове при разгоне до 32 км/ч, а максимальная скорость была заявлена на уровне 120 км/ч, но на практике это не проверяли. Помимо водителя аппарат вмещал еще двоих человек. Монокар вышел слишком дорогим, и смысла в нем особого не было, так что он остался просто в качестве экзотического экспоната для музея. При этом создателю он со всеми доработками обошелся примерно в 25 000 долларов, что по тем временам было огромной суммой.

1917 — Moore-Car

Сама концепция отличалась достаточно сильно от предшественника, и начать стоит с того, что этот монокар был одноместным. Соответственно, он был значительно меньше и экономичнее, но всё же этого было недостаточно. Двухцилиндровый двигатель на 22 л.с. с жидкостным охлаждением, автомобильный радиатор и рессорная подвеска были еще достаточно громоздкими, но всё же этот аппарат был уже намного ближе к цели. Дизайн был навеян автомобильными трендами, что особо заметно по капоту и подножкам. Разработкой занималась компания Moore Company при поддержке Oldsmobile, но массовым он так и не стал, несмотря на рекламные кампании.

1921-1923 Atlantic

Компания Atlantic AG собрала всего около 100 аппаратов, в них мощность двигателей была от 1.5 до 6 с небольшим лошадиных сил, а расположены они были продольно. Эти монокары были с дверьми, длинными подножками и лобовым стеклом. К сожалению, информации о них почти нет.

1923 — AVRO Monocar

Основатель авиастроительной компании Эдвин Эллиот Вердон Роу занимался разработкой наземного транспорта в свободное время. Он сделал всего одну модель монокара, и рассчитана она была на одного человека.

В различных версиях модернизации аппараты оснащались разными силовыми установками – от одноцилиндрового мотоциклетного двигателя на 350 кубиков до четырехцилиндрового агрегата на 28 л.с., который в то время устанавливали на автомобили Crossley.

1923 – Mauser Einspurauto

Оружейная фирма Mauser по окончании первой мировой войны испытывала недостаток заказов, а производственные мощности надо было чем-то занять. Поскольку относительно новый тип двухколесного транспорта казался перспективным, а в производстве относительно простым, было принято решение попробовать наладить хотя бы временное мелкосерийное производство. Mauser Einsperauto показали публике Берлинского автосалона в 1921 году, где он в целом получил одобрительные оценки, а в 1923 году началось производство.

Вариантов двигателей было несколько, и объем камеры сгорания варьировался от 498 до 573 куб.см. При весе в 300 кг аппарат мог разгоняться до 65 км/ч с двумя пассажирами, чего было вполне достаточно.
Всего было собрано около 200 таких машин, а с 1926 по 1929 годы они собирались во Франции по лицензии, но с названием Monotrace.Французская версия Monotrace получила даже некоторую популярность в гонках. Он был достаточно экономным, и расход составлял всего 4 литра на 100 км, что по тем годам было отлично. При этом максимальная скорость достигала 85 км/ч. 510-кубовый двигатель развивал мощность в 6 л.с, а в паре с 3-х ступенчатой коробкой передач это выглядело весьма привлекательно.
Правда, масса выросла до 320 кг, но это было не критично. Всего же было произведено около 310 монокаров Monotrace в Франции. Достигнуто это было за счет расширения модельного ряда, ведь на той же базе было сделано несколько моделей, в том числе и грузовая.

1926 — Winkler Einsperauto

В истории предыдущего монокара принимал активное участие предприниматель Густав Винклер, который впоследствии выкупил права на его производство. Новый Einsperauto от Winkler был несколько модернизирован как внешне, так и технически. База стала короче на 12 сантиметров, а ассортимент двигателей теперь расширился до двухцилиндровых продольно расположенных агрегатов с мощностью до 10 л.с. Но время монокаров уже подходило к концу, и коммерческого интереса они уже не представляли. Всего же под маркой Winkler было выпущено несколько десятков таких машин.

1934 — Whitwood

Компания Osborn Engineering из Портсмута, Британия, стала одной из последних, кто попробовал себя в производстве подобного типа транспортных средств. Двигатели были как одно- так и двухцилиндровые, а объем составлял от 150 кубиков до литра. Были разные типы кузовов, в том числи и крытый. В общей сложности было построено около 750 единиц Whitwood.И последней более-менее серьезной попыткой наладить серийное производство был Tingle в 1939 году, о котором мы писали не так давно.

https://www.kolesa.ru/article/udivitelnye-monokary-dvuhkolesnye-avtomobili-kotorye-ne-stoit-putat-s-mototsiklami

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий