Суд в Копенгагене обязал датского художника Йенса Хаанинга вернуть грант Музею современного искусства KUNSTEN в Ольборге после того, как тот предоставил музею два пустых холста вместо воспроизведения двух его прошлых работ и назвал это концептуальным проектом под названием «Take the Money and Run».
Йенс Хаанинг – это датский концептуальный художник, основным фокусом которого является тема несправедливого распределения власти, социального, финансового неравенства и т. п. Ранее (в 2007 и 2011 гг.) он создавал картины, в которых использовались реальные банкноты для отображения среднего годового дохода в Дании и Австрии. В 2021 году Музей KUNSTEN в Ольборге заказал у Йенса ещё две аналогичные работы, выделив для этого деньги из собственного резерва в форме временного гранта и гонорара художника общей суммой более 530 000 датских крон ($75+ тыс.). Однако, когда по прошествии оговоренного срока выполнения заказа сотрудники музея распаковали доставленные полотна, их глазам представли две пустые рамы с белым полотном и подписью «Take the Money and Run».
Позже в интервью на местной радиостанции художник заявил, что в этом и была задумка – «взять деньги и сбежать». По мнению Йенса, он не украл деньги, но нарушил условия контракта, и именно нарушение контракта было ключевым посылом проекта. Более того, он призвал других людей, работающих «в столь же отвратных условиях, как и он сам» поступать так же. По задумке автора, его работы являются отражением плана действий для людей, которые не получают достойной оплаты своего труда: «просто возьмите то, что, как вы считаете, принадлежит вам по праву, и смывайтесь».
По словам директора музея Лассе Андерссона, хотя увиденное стало для него неожиданностью, он оценил иронию «творчества» Хаанинга. Потому Андерссон и его коллеги решили сделать пустые рамы «Take the Money and Run» частью выставки, а потом, когда художник отказался отдавать деньги, подать в суд на Йенса для возврата присвоенного им гранта. Лассе заявил, что музей KUNSTEN не входит в число зажиточных учреждений, которые могут позволить себе разбрасываться деньгами. Спустя месяцы суд наконец постановил что художник обязан вернуть 492 549 датских крон, а также судебные издержки в размере 78 500 датских крон, оставив себе только 40 000 крон – гонорар художника согласно контракту. Хаанинг пытался через суд добиться от музея компенсации за использование его работ в выставке и публикацию их фотографий в социальных сетях в сумме 550 000 датских крон, но проиграл это дело.
Теперь художник должен выплатить всю сумму в течение 14 дней. Хотя публичность всей этой ситуации отчасти пошла на пользу его творчеству, приговор суда поставил его в неудобное положение, ведь, как оказалось, присвоенных ранее денег у него уже нет. Комментируя решение суда, Йенс заявил, что не теряет надежды на его обжалование, поскольку благодаря шумихе вокруг его работ музей заработал гораздо больше, чем «инвестировал».