Термин «суперкар» появился в 1920-х годах и закрепился в машиностроительной индустрии во второй половине XX века благодаря сближению идеалов стандартных и гоночных легковых автомобилей. Традиционно супер-автомобили выделяются среди других эксклюзивным оснащением, динамическими характеристиками, огромной мощностью и рабочим объёмом двигателя. В нашей статье мы расскажем Вам о суперкарах с неожиданно маленьким двигателем.
Jaguar XJ220 – 3,5 V6
Обладателем самого объёмного двигателя в нашем списке является Jaguar XJ220. Первый суперкар компании Jaguar был выпущен в 1991 году. Прототип XJ220, представленный в 1988 году, заинтересовал публику 6,2-литровым V12 от фирмы Tom Walkinshaw Racing и полным приводом, но производитель был вынужден сделать автомобиль менее экзотическим, чтобы уложиться в бюджет. В результате серийный вариант суперкара получил 3,5-литровый V6 Twin Turbo и лишился полного привода. По сегодняшним меркам, двигатель объёмом 3,5 литра не назовёшь миниатюрным, однако в 90-х Jaguar XJ220 определённо выделялся на фоне Lamborghini и McLaren F1 с гигантскими V12. Хотя критики осуждали выбор V6, считая его недостойным машины такого класса, Jaguar XJ220 даже выиграл от такого «облегчения»: автомобиль потерял в весе около 200 кг. 3,5 литровый V6 выдавал солидные 542 л. с., благодаря чему XJ220 разгонялся до сотни за 3,9 секунды.
Porsche 911 GT1 – 3,2 Turbo Flat-6
Гоночный автомобиль Porsche 911 GT1 был разработан специально для участия в 24-часовой гонке в Ле Мане с целью взять верх над McLaren F1 GTR и Mercedes CLK GTR. Основой для дизайна суперкара стал классический Porsche 911, точнее его четвёртое поколение с обозначением 993. Porsche 911 GT1 с надёжным оппозитным двигателем всё-таки стал победителем гонки в Ле Мане в 1998 году, хотя объём его двигателя значительно уступал объёму силовых установок конкурентов: например, Mercedes CLK GTR был оснащён 6,9-литровым V12. 3,2-литровый Turbo Flat-6 выдавал 600 лошадей и разгонялся до 100 км/ч за 3,5 секунды. Мощность ограниченной серии Straßenversion (дорожной версии) была понижена до 536 л. с.
Honda NSX – 3 V6
Хотя максимальная скорость Honda NSX составляет всего 270 км/ч, что ставит под сомнение принадлежность автомобиля к классу суперкаров, в ходе испытаний он не уступал модели Ferrari 348. 3-литровый двигатель Honda NSX выдавал вполне ощутимые 274 л. с. с максимальным количеством оборотов 8000 в минуту – неплохие показатели для атмосферного V6. Honda NSX был воплощением множества новаторских идей и решений: это первый в мире автомобиль с алюминиевым кузовом и шасси, титановыми шатунами, платиновыми свечами зажигания и полностью электронными усилителем руля и педалью газа (так называемая технология Drive-by-Wire).
Ferrari F40 – 2,9 V8
Совершенно не предназначенный для гонок Ferrari F40 не раз становился выбором частных гонщиков для участия в соревнованиях серии GT. Несмотря на отсутствие поддержки от производителя, F40 удалось одержать победу в гонках на трассах Валлелунга и Андерсторп. При весе немногим более тонны Ferrari F40 разгонялся до сотни менее, чем за 3,8 секунды: он был первым легально дорожным автомобилем, преодолевшим барьер в 320 км/ч. V8 двигатель с турбонаддувом и рабочим объёмом в 2,9 литра развивал мощность в 478 л. с.
Porsche 959 – 2,89 Turbo Flat-6
Porsche 959 создавали специально для участия в гонках Группы B – категории соревнований с весьма лояльными требованиями к конструкции и характеристикам автомобилей. Увы, он появился на свет слишком поздно, чтобы как следует проявить себя в рамках либеральной Группы B, которую отменили всего через 4 года после введения из-за большого количества аварий с летальным исходом. Шестицилиндровый оппозитный двигатель с рабочим объёмом 2,89 литра выдавал головокружительные 444 л. с., которые срывали 959-й с места до 100 км/ч за 3,6 секунды. Максимальная скорость Porsche 959 достигала 317 км/ч.
Ferrari 208 GTB – 2 V8
В начале 1980-х в Италии подняли налог на автомобили с объёмом двигателя более двух литров с 18% до 38,9%. В результате адаптации производителей к новым условиям рынка появлялись довольно необычные варианты классических моделей. Компания Ferrari тоже не осталась в стороне от вынужденных инноваций: уменьшив объём двигателя уже существующей Ferrari 308, они создали автомобиль, признанный самой медленной из когда-либо существовавших моделей компании. Ferrari 208 GTB был оборудован восьмицилиндровым двигателем с рабочим объёмом немногим меньше двух литров, который выдавал всего 153 л. с. За 2 года было произведено около 300 тысяч автомобилей с атмосферной версией двигателя, а с 1982 года Ferrari 208 стали снабжать турбонаддувом от немецкой компании KKK (Kühnle, Kopp & Kausch). Форсированная индукция позволила увеличить мощность двигателя до 217 л. с., максимальная скорость данной версией составляла 242 км/ч.
Lancia 037 Stradale – 2 V4
Можно ли считать суперкаром автомобиль с 4-цилиндровым двигателем объёмом 2 литра? Пожалуй, если этот автомобиль – Lancia 037 Stradale. Как и Porsche 959, он был создан специально для участия в гонках Группы B. Четырёхцилиндровый двигатель с наддувом размещался в центре на стальном подрамнике и был повёрнут на 90 градусов, что давало больше пространства для работы с подвеской. Большинство панелей кузова Lancia 037 Stradale изготавливали из лёгкого и прочного кевлара, потому автомобиль весил всего 1170 кг. Lancia 037 был последним автомобилем с неполным приводом, одержавшим победу в Чемпионате мира по ралли (в 1983 году). Первоначально мощность 2-литрового двигателя составляла 265 л. с., а с последующими модификациями она выросла до 325 лошадей.
Jaguar C-X75 – 1,6 V4
Как насчёт гиперкара с объёмом двигателя менее двух литров? Хотя из-за финансовых трудностей компании Jaguar C-X75 не продвинулся дальше концепт-кара, он однозначно достоин Вашего внимания. Разработчики снабдили его четырёхцилиндровым двигателем с рабочим объёмом 1,6 литра, который в одиночку выдаёт 500 л. с. До 5500 оборотов в минуту обогащение смеси осуществляется за счёт механического наддува, дальше – до предельных 10200 об/мин – помогает турбина. В довесок к ДВС Jaguar C-X75 оснащён электромоторами, подзарядка батарей осуществляется при помощи бортового генератора, действующего на основе миниатюрных газовых турбин. Максимальная скорость, заявленная производителем, составляет 354 км/ч.
BMW i8 – 1,5 V3
Наименьшим двигателем в нашем списке может похвастаться гибридный суперкар BMW i8. Автомобиль оборудован модификацией 1,5-литрового трёхцилиндрового двигателя B38, стандартный вариант которого обычно устанавливают на Mini Cooper. Этот малыш с двойным турбонаддувом развивает мощность в 231 л. с. Помимо него, автомобиль оснащён двумя электродвигателями, при чём меньший из них служит для запуска ДВС. В общей сложности мощность BMW i8 составляет 362 л. с., до 100 км/ч он разгоняется за 4,4 секунды. Максимальная скорость автомобиля ограничена электроникой и достигает 250 км/ч.