Спиральная дамба: климатический ленд-арт

В 1972 году, через два года после сооружения ленд-арт-инсталляция Роберта Смитсона «Спиральная дамба» полностью исчезла из виду под водами Большого Солёного озера. Смитсон начал работу над инсталляцией, когда после продолжительной засухи озеро ненадолго отступило от берегов. С тех пор спираль год за годом менялась вместе с окружающим её ландшафтом, являясь наглядным отражением изменчивости климата пустынного нагорья.

Спиральная дамба: климатический ленд-арт
Gianfranco Gorgoni, Courtesy Getty Research Institute

Уровень воды бессточного бассейна Большого Солёного озера всецело зависит от интенсивности атмосферных осадков, и из-за их непостоянства площадь водоёма непрерывно меняется. В 1970 году наполняемость озера была аномально низкой. Американского художника Роберта Смитсона привлекал опасный и даже враждебный пейзаж окружающей озеро пустыни, а также анти-пасторальная красота останков промышленных сооружений. Для своего нового проекта «Спиральная дамба» он выбрал северо-восточный берег обмелевшего водоёма. Инсталляция состоит из земли и огромных глыб чёрного базальта, для установки которых художник и его подрядчик использовали самосвалы, трактор и карьерный погрузчик. Общая масса инсталляции «Спиральная дамба» составляет 6650 тонн. По мере восстановления уровня наполняемости озера фоном для закрученной против часовой стрелки стала красно-малиновая вода, которая обрела такой цвет из-за процветающих в экстремальной среде водорослей и бактерий. В глазах художника этот контраст должен был стать иллюстрацией феномена самозарождения жизни на Земле.

Robert Smithson
Спиральная дамба: климатический ленд-арт
Gianfranco Gorgoni, 1970
Gianfranco Gorgoni
HOLT/SMITHSON FOUNDATION

На момент сооружения «Спиральная дамба» представляла собой конструкцию длиной около 450 метров и шириной примерно 4,5 метра. Направленная вглубь озера, она удалялась от берега на 170 метров. По окончании работ над инсталляцией она возвышалась над поверхностью Большого Солёного озера на 1,28 метра. С тех пор насыпь обросла озёрными осадками и солями, а её границы стали менее чёткими из-за затопления и хождения туристов. В 1972 году инсталляция впервые ушла под воду целиком, и некоторое время она находилась на дне под почти 5-метровой толщей воды. За последующие пару десятилетий «Спиральная дамба» лишь изредка показывалась над озером, однако с конца XX – начала XXI вв. каменная инсталляция поднималась над водой всё выше, и с 2002 года её окружает лишь иссушенное дно Большого Солёного озера.

Спиральная дамба: климатический ленд-арт
Jennifer Rife
Gianfranco Gorgoni
@esjay1986
Спиральная дамба: климатический ленд-арт
@itsthuytime
Спиральная дамба: климатический ленд-арт
Collection Dia Art Foundation, New York. Photo: Nancy Holt, 1995.

В 1970 году Роберт Смитсон не мог себе представить, что в будущем площадь озера значительно сократится вследствие рекордной по продолжительности и интенсивности засухи, а его работа станет одним из символов изменчивости глобального климата. Кроме того, «Спиральная дамба» вдохновила представителей мира искусства использовать своё ремесло, чтобы привлечь внимание людей к проблеме антропогенного воздействия на природу. В частности, художники, скульпторы, композиторы, музыканты, фотографы, писатели и поэты со всего мира объединились в коалицию World Weather Network, которая создала комплекс из «метеорологический станций» – произведений искусства всевозможных разновидностей и реальных метеоплощадок, которые позволяют исследовать погодные паттерны и эстетически их интерпретировать.

ShutterStein
Спиральная дамба: климатический ленд-арт
Matthew Coolidge, 2002 © Holt/Smithson Foundation and Dia Art Foundation / Licensed by Artists Rights Society, New York.
William T. Carson, 2020 © Holt/Smithson Foundation and Dia Art Foundation / Licensed by Artists Rights Society, New York
Steven Zucker

По словам членов коалиции World Weather Network, природа во всех её проявлениях всегда служила для людей источником творческого вдохновения. Величайшие пейзажисты были потрясены и очарованы тем, как погода изменяет окружающий их мир, и отображали эти эмоции в своих работах. Теперь же художникам стоит использовать свой талант, чтобы отразить то, как деятельность человека изменяет привычные нам пейзажи. В World Weather Network считают, что современное искусство способно охватить аудиторию, которой не свойственно интересоваться искусством в его классических проявлениях, и привлечь её к дискуссии о климатических изменениях на более бытовом, повседневном уровне – на примере экстремальных погодных явлений и погодных рекордов.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь