В 1972 году, через два года после сооружения ленд-арт-инсталляция Роберта Смитсона «Спиральная дамба» полностью исчезла из виду под водами Большого Солёного озера. Смитсон начал работу над инсталляцией, когда после продолжительной засухи озеро ненадолго отступило от берегов. С тех пор спираль год за годом менялась вместе с окружающим её ландшафтом, являясь наглядным отражением изменчивости климата пустынного нагорья.
Уровень воды бессточного бассейна Большого Солёного озера всецело зависит от интенсивности атмосферных осадков, и из-за их непостоянства площадь водоёма непрерывно меняется. В 1970 году наполняемость озера была аномально низкой. Американского художника Роберта Смитсона привлекал опасный и даже враждебный пейзаж окружающей озеро пустыни, а также анти-пасторальная красота останков промышленных сооружений. Для своего нового проекта «Спиральная дамба» он выбрал северо-восточный берег обмелевшего водоёма. Инсталляция состоит из земли и огромных глыб чёрного базальта, для установки которых художник и его подрядчик использовали самосвалы, трактор и карьерный погрузчик. Общая масса инсталляции «Спиральная дамба» составляет 6650 тонн. По мере восстановления уровня наполняемости озера фоном для закрученной против часовой стрелки стала красно-малиновая вода, которая обрела такой цвет из-за процветающих в экстремальной среде водорослей и бактерий. В глазах художника этот контраст должен был стать иллюстрацией феномена самозарождения жизни на Земле.
На момент сооружения «Спиральная дамба» представляла собой конструкцию длиной около 450 метров и шириной примерно 4,5 метра. Направленная вглубь озера, она удалялась от берега на 170 метров. По окончании работ над инсталляцией она возвышалась над поверхностью Большого Солёного озера на 1,28 метра. С тех пор насыпь обросла озёрными осадками и солями, а её границы стали менее чёткими из-за затопления и хождения туристов. В 1972 году инсталляция впервые ушла под воду целиком, и некоторое время она находилась на дне под почти 5-метровой толщей воды. За последующие пару десятилетий «Спиральная дамба» лишь изредка показывалась над озером, однако с конца XX – начала XXI вв. каменная инсталляция поднималась над водой всё выше, и с 2002 года её окружает лишь иссушенное дно Большого Солёного озера.
В 1970 году Роберт Смитсон не мог себе представить, что в будущем площадь озера значительно сократится вследствие рекордной по продолжительности и интенсивности засухи, а его работа станет одним из символов изменчивости глобального климата. Кроме того, «Спиральная дамба» вдохновила представителей мира искусства использовать своё ремесло, чтобы привлечь внимание людей к проблеме антропогенного воздействия на природу. В частности, художники, скульпторы, композиторы, музыканты, фотографы, писатели и поэты со всего мира объединились в коалицию World Weather Network, которая создала комплекс из «метеорологический станций» – произведений искусства всевозможных разновидностей и реальных метеоплощадок, которые позволяют исследовать погодные паттерны и эстетически их интерпретировать.
По словам членов коалиции World Weather Network, природа во всех её проявлениях всегда служила для людей источником творческого вдохновения. Величайшие пейзажисты были потрясены и очарованы тем, как погода изменяет окружающий их мир, и отображали эти эмоции в своих работах. Теперь же художникам стоит использовать свой талант, чтобы отразить то, как деятельность человека изменяет привычные нам пейзажи. В World Weather Network считают, что современное искусство способно охватить аудиторию, которой не свойственно интересоваться искусством в его классических проявлениях, и привлечь её к дискуссии о климатических изменениях на более бытовом, повседневном уровне – на примере экстремальных погодных явлений и погодных рекордов.