Исследователи из Института мозга в Париже утверждают, что техники интервального сна, описанные и активно применявшиеся сюрреалистом Сальвадором Дали и изобретателем Томасом Эдисоном, действительно эффективны. Сомнологи доказали, что пробуждение до перехода в фазу глубокого сна позволяет человеку ощутить прилив сил, творческий подъём и вдохновение.
Дали, Эдисон и другие гении своего дела практиковали различные техники интервального сна. К примеру, Сальвадор Дали засыпал на парфюмированном диване, удерживая в руках какие-либо объекты, чтобы проснуться от звука их падения ровно в тот момент, когда сон начнёт смешиваться с реальностью. Это промежуточное состояние между явью и сном называется гипнагогией или N1 (nonrapid eye movement sleep stage 1 / первая стадия фазы сна с медленными движениями глазных яблок). Проведя считанные секунды на грани бессознательного, Дали с новыми силами и вдохновением приступал к работе.
По данным исследователей, на фазу N1 приходится около 5% ночного сна среднестатистического человека, однако наука располагает чрезвычайно ограниченными познаниями о гипнагогии. Известно, что в этом промежуточном состоянии человек способен увидеть частички будущего сновидения, которые принимают форму слуховых, зрительных, тактильных и логических галлюцинаций. Восприятие образов бессознательного происходит по-разному, однако, по статистике, наиболее часто в фазе N1 люди видят абстрактные формы, линии и пятна – фосфены. Кроме того, на фоне визуальных образов мозг человека может воспроизводить обрывки фраз, мелодий и отдельных звуков. При этом в данной фазе у индивида сохраняется контакт с реальностью.
Вдохновившись экстравагантными техниками сна великих умов, Дельфина Удиетт и её команда из Института мозга в Париже решили проверить, сработает ли такая техника на «обычных» людях. Для эксперимента учёные отобрали 103 человека, которые не имеют проблем со сном. Перед днём испытания их попросили поспать немного меньше обычного, избегая применения веществ, которые могут повлиять на качество сна. В качестве теста добровольцы получили математические задачи, суть которых заключалась в поиске последней цифры последовательности. Исследователи озвучили два чётких правила построения последовательности, которые должны были помочь в пошаговом решении задач. Однако они не упомянули об одном скрытом правиле, которое позволило бы значительно сократить время решения.
По словам Дельфины, вопреки расхожему мнению, вдохновение и творческие способности не ограничены применением в искусстве. Креативность заключается в поиске новых, оригинальных решений, которые придутся кстати в любом контексте, будь то рисование или математика. В контексте эксперимента креативность добровольцев заключалась бы в обнаружении скрытой закономерности, которая не входит в рамки озвученных правил, и применении нового знания в качестве эффективной стратегии. На первом этапе исследования испытуемым задали 10 примеров. В ходе 20-минутного перерыва часть группы могла подремать на удобном кресле в тёмной комнате, держа в руках лёгкую кружку или бутылку, которые разбудили бы их при падении. Все эти условия были необходимы, чтобы изолировать фазу N1, не позволив мозгу добровольцев перейти в более глубокие стадии сна. Учёные следили за активностью мозга испытуемых при помощи электроэнцефалограммы.
По окончании перерыва добровольцы вернулись к решению примеров. При этом учёные отслеживали любые изменения в их стратегии действий. Исследователи отметили, что люди, которые провели как минимум 15 секунд в стадии гипнагогии, в 83% случаев обнаруживали скрытое правило. Для сравнения, у испытуемых, которые не дремали, этот показатель составлял всего 31%. При этом эффект «Эврики!» не был выражен у участников, которые хотя бы на минуту перешли во вторую фазу медленного сна (N2).
Исследователи также попросили добровольцев рассказать о том, что они видели на грани сна и реальности. Согласно опросу, мысли примерно трети участников были так или иначе связаны с экспериментом или задачами. По словам одного из испытуемых, в абсурдных видениях гипнагогии он видел лошадь, бродящую по больнице, а также очень старого мужчину, который решал задачу с последовательностями, облачившись в пластиковый шлем. Другой доброволец ощущал, будто находится у кромки воды, а вокруг него раздаются звуки летнего леса в безветренную погоду. Впрочем, большинство участников эксперимента видели привычные для фазы N1 геометрические фигуры и цветные пятна.
В ходе дальнейших сомнологических исследований учёные надеются выяснить, как именно фаза гипнагогии раскрывает креативный потенциал человеческого мозга. Кроме того, Удиетт и её коллеги планируют протестировать, какой эффект техника интервального сна возымеет на различные типы творческих заданий, в том числе и более применимых в повседневной жизни. В довершение ко всему исследователи предложили читателям испытать любопытное действие пробуждения до перехода в фазу глубокого сна на себе: для этого не нужно быть Сальвадором Дали и использовать какое-то специфическое оборудование.