Orchestras of Auschwitz: в Лондоне впервые сыграют музыку оркестров Аушвица

Оркестр Constella Music исполнит в лондонском театре Сэдлера Уэллса композиции, собранные по крупицам, сохранившимся в архивах музея Аушвица, в рамках проекта Orchestras of Auschwitz британского композитора Лео Гейера.

Leo Geyer

31-летний Лео Гейер, который также служит дирижёром своего оркестра Constella Music, наткнулся на коллекцию музыкальных манускриптов в 2015 году во время поездки в Аушвиц. Музыкант посещал лагерь смерти, работая над музыкальным сопровождением для мероприятия памяти Мартина Гилберта – британского историка Холокоста. Чтобы ощутить всю тяжесть этой трагедии, Лео отправился в Освенцим, где он встретился с архивариусом музея и мемориала Концентрационного лагеря и лагеря смерти Аушвиц-Биркенау. На тот момент Гейер имел неплохое представление об оркестрах Аушвица, однако он был поражён, узнав, что в архивах музея сохранились фрагменты произведений, которые играли заключённые музыканты. По словам Лео, он порядком удивился, что за почти 80 лет об этих манускриптах практически никто не вспомнил. Впрочем, всё стало на свои места, когда музыкант увидел состояние документов.

Orchestras of Auschwitz: в Лондоне впервые сыграют музыку оркестров Аушвица
Leo Geyer

Архивариус музея Аушвица предоставил Гейеру 210 фрагментов музыкальных произведений разной степени сохранности и законченности. Большинство из них были вручную набросаны на клочках бумаги, обгоревшей и обветшалой от времени. Эта коллекция представляла собой беспорядочный «пазл», и Лео предстояло распутать головоломку, воссоединив разрозненные фрагменты и самостоятельно восполнив пробелы. Так родился проект Orchestras of Auschwitz, в рамках которого музыкант решил вернуть к жизни все обнаруженные в архиве фрагменты музыкальных манускриптов. Для этого он не только разбирался со старыми, разрушенными партитурами, но также общался с людьми, уцелевшими в стенах Аушвица и других лагерей смерти, по крупицам собирая их воспоминания о деятельности оркестров.

Orchestras of Auschwitz: в Лондоне впервые сыграют музыку оркестров Аушвица
The Auschwitz Memorial

Музыкант выяснил, что практически во всех лагерях существовали разного рода музыкальные коллективы, собранные из числа заключённых под руководством СС. На основе Аушвица действовало до шести оркестров, которые представляли собой довольно разрозненные группы инструменталистов ввиду ограниченной доступности инструментов. Так, зачастую они состояли из аккордеонов и саксофонов, которые чрезвычайно редко входят в традиционные оркестры, а какие-то инструменты в принципе отсутствовали, например, деревянные духовые вроде гобоев и фаготов. В женском оркестре Биркенау несколько лет «не хватало» виолончели, пока в лагере не появилась Анита Ласкер-Уоллфиш. По словам Аниты, единственной причиной того, что ей удалось пережить год в Аушвице, стал тот факт, что начальство лагеря попросту не хотело, чтобы оркестр лишился виолончелистки.

Orchestras of Auschwitz: в Лондоне впервые сыграют музыку оркестров Аушвица
Анита Ласкер-Уоллфиш / Jim Watson/AFP/Getty Images

Музыкантов заставляли каждое утро и вечер играть марши у ворот лагеря, чтобы узники проходили через них строевым шагом в такт музыке. Кроме того, от участников оркестров требовали безоговорочного участия в развлечении начальства СС в любое время дня и ночи. Впрочем, иногда музыканты тайком играли и для своих собратьев по несчастью. Музыка служила для людей отдушиной, лучиком света в кромешной тьме. Порой участники оркестров также использовали свою роль для мимолётного мятежа, вплетая в композиции музыкальные криптограммы – символические послания для других заключённых, например, зашифровывая в маршах польский национальный гимн.

Лео Гейер и Анита Ласкер-Уоллфиш / Leo Geyer

По словам Гейера, восстановление музыкальных манускриптов Аушвица – чрезвычайно сложная задача. Среди архивов он нашёл немного печатных партитур, однако гораздо интереснее и в то же время труднее работать с манускриптами, записанными участниками оркестров от руки по памяти, ведь им приходилось учитывать различные инструменты и адаптировать композиции под нестандартный инструментальный набор. Оркестр Constella Music исполнит в Лондоне 4 восстановленные Лео композиции в рамках концерта, посвящённого десятой годовщине его деятельности. Гейер рассчитывает использовать это мероприятие для сбора средств, которые будут направлены на дальнейшее поддержание проекта Orchestras of Auschwitz. Команда Constella Music уверена, что мир должен услышать все произведения, которые удастся воспроизвести по манускриптам архива музея Аушвица, именно в том виде, в котором их слышали узники лагеря.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь