Вмешательство союзных войск в ходе Второй мировой войны постепенно росло, и размещение аэродромов на востоке от Германии стало настоящей необходимостью. Несмотря на сотрудничество стран по программе ленд-лиз, отношение оставалось достаточно холодным, хоть это и не афишировалось открыто. Советскому руководству было крайне невыгодно пускать на свою территорию гостей с противоположной идеологией, но все же постройку аэродромов пришлось разрешить. Проект имел название Frantic, и был реализован в 1944 году.
Планирование совместных операций подобного плана разрабатывалось командованием США еще с июня 1941 года, и предполагаемыми целями были не только немецкие объекты, но и японские. Тем не менее, советское руководство еще долго не проявляло какого-либо интереса к подобного рода мероприятиям. Только в 1943 году Рузвельт проявил открытую инициативу к постройке американских военных объектов на советской земле. Поскольку многие советские территории были под контролем врага, к консенсусу прийти оказалось не очень и сложно, хоть и пришлось принять ряд ограничений.
Основной целью операции было уничтожение не только военного, но и экономического потенциала противника. Это значило, что в приоритете было использование стратегической авиации и тяжелых бомбардировщиков, способных разрушить заводы и промышленные объекты. Во многом эта стратегия была согласована между Рузвельтом и Черчиллем в январе 1943 года во время переговоров в Касабланке, более чем за полгода до встречи Рузвельта со Сталиным по этому вопросу.
Идея заключалась в челночных бомбардировках – американские самолеты вылетают с территории Италии и Великобритании, наносят удары по целям Германии, после чего вместо возвращения обратно летят на аэродром в СССР, и потом в обратном порядке. Таким образом авиация союзников могла достигнуть практически любой точки в Германии, при этом ПВО противника не имели возможность оперативно срабатывать, что позволяло уходить практически без потерь.
В ходе переговоров со Сталиным командующий военной авиацией Генри Арнольд официально предложил Сталину до 400 бомбардировщиков B-24 Liberator с условием дополнительного обучения экипажей в США, но Иосиф Виссарионович ответил отказом. Не обошлось и без ограничений по расположению американских войск на территории СССР – было разрешено разместить только 1300 человек.
В феврале 1944 года началась перевозка всего необходимого и первое строительство объектов. Всё перевозилось из США, что делало операцию очень затратной и трудоемкой. Оборудование и материалы поставлялись через Иран по Каспийскому морю, а из портов Мурманска, Баку и Архангельска – уже к месту постройки поездами. Персонал и легкое оборудование было доставлено транспортной авиацией через Тегеран. Сэр Уинстон Черчилль относился же к этой операции с явным сомнением т.к. считал СССР недостаточно надежным союзником. В итоге Великобритания принимала участие только на своей территории.
Изначально при встрече было одобрено строительство шести аэродромов, но в итоге все свелось всего к трем. Их расположение было под Полтавой, Пирятином и Миргородом. В Полтавском и Миргородском аэродромах базировались бомбардировщики B-24 и B-17, а в Пирятинском – истребители сопровождения, для этой цели были выбраны P-51 и P-38.
По свидетельствам самих летчиков и персонала аэродрома, советские коллеги относились к ним достаточно хорошо, но руководство всегда было слишком строгим и бюрократичным. Это сильно ограничивало их возможности, и зачастую возникали задержки и недопонимания.
2 июня 1944 года был совершен первый боевой вылет в ходе этой операции. 130 тяжелых бомбардировщиков B-17 в сопровождении 70 истребителей P-51 вылетели с территории Италии, совершили налет в Венгрии на сортировочную станцию города Дебрецен, после чего полетели на аэродромы на территории СССР. В Венгрии был сбит один самолет B-17. 6 и 11 июня были совершены успешные вылеты на бомбежку аэродромов в Румынию, всего было потеряно 2 истребителя и 1 бомбардировщик.
21 июня 145 бомбардировщиков B-17 в сопровождении истребителей P-38 (72 единицы), P-47 (38 единиц) и P-51 (57 единиц) вылетели с английского аэродрома на бомбардировку объекта в Германии. Целью был завод горючего в городе Руланд и сортировочной станции в городе Эльстерверда.
Истребители в ходе полета сменила группа из 65 самолетов P-51. Бомбардировка прошла достаточно успешно, но в ходе выполнения задания был сбит один истребитель и сильно поврежден B-17, совершивший вынужденную посадку в Швеции. Силы люфтваффе потеряли в этом бою 6 самолетов.
После этого вылета вслед за самолетами союзников был отправлен He-111, летевший за ними на большом расстоянии.
Силами ПВО он вообще не был замечен, так что ему удалось выследить и зафиксировать координаты аэродромов, до тех пор считавшихся секретными объектами. В ночь 22 и 23 июня по всем трем аэродромам был совершен массивный авиаудар бомбардировщиками He-111 и Ju-88. 22 числа пострадал Полтавский аэродром, а 23 – Миргородский и Пирятинский. Для целеуказания и ночной разведки над целями предварительно пролетели самолеты для ночных операций He-177 и сбросили осветительные бомбы.
Самым сокрушительным был первый налет – на Полтавский аэродром. Из американских ВВС всего на момент бомбардировки на территории аэродрома находилось 74 бомбардировщика, из которых 47 было уничтожено окончательно, а остальные – сильно повреждены. Боеспособными остались только 9 бомбардировщиков B-17. Из персонала погибло всего 2 человека и несколько человек получили легкие ранения. В рядах советских ВВС было потеряно 15 истребителей Як-9, 6 истребителей Як-7, 1 истребитель Hawker Hurricane, 1 учебно-тренировочный самолет и транспортный DC-3, оборудованный для перевозки высшего командного состава. Из личного состава погибло несколько десятков человек, и в основном из-за приказа тушения пожара. С самолетов также было сброшено множество мин, которые в темноте и суматохе никто рассмотреть попросту не мог, что привело к этим потерям. Также были уничтожены склады с горючим и боеприпасами. Люфтваффе обошлись без каких-либо потерь в ходе этой операции. В бомбардировке Пирятинского и Миргородского аэродромов пострадали только склады т.к. сами самолеты после Полтавской трагедии переместили на другие базы. В целом же огромную роль сыграло множество ограничений со стороны СССР. Одним из таковых был запрет на установку радаров, размещение ночных истребителей и крупнокалиберных ПВО на территории аэродромов.
Американские экипажи без самолетов покинули аэродромы и полетели транспортными самолетами в Великобританию через Тегеран. 26 июня все оставшиеся бомбардировщики B-17 были собраны в одну группу и в составе 73 единиц совершили боевой вылет, вернувшись в Италию.
До 6 августа вылеты продолжали без применения бомбардировщиков, вместо этого истребители оснащались бомбовым подвесным вооружением. Это давало весьма скромные результаты, хоть и обходилось практически без потерь.
Но в этот день челночные бомбардировки стратегического значения возобновились, и 75 бомбардировщиков B-17 в сопровождении 154 истребителей P-51 совершили бомбежку авиазаводов в городе Готенхафен под Гдыней, перелетев из Англии в СССР.
С тех пор было совершено еще 5 успешных вылетов, в каждом из которых принимали участие от 55 до 107 бомбардировщиков и от 29 до 64 истребителей. Последний из них был совершен 19 сентября 1944 года. К тому времени продолжение подобного рода действий утратило смысл. Советское руководство достаточно негативно смотрело на присутствие союзников, и какого-либо укрепления отношений так и не произошло. Восточная Европа уже была освобождена достаточно далеко от этих аэродромов, так что они уже были в тылу. Тем более, США смогли занять Марианские острова, так что для военных действий в Японии они уже могли расположить там свои базы.
При восстании в Варшаве США предложили помочь польским союзным войскам снабжением по воздуху, но нарком Молотов открыто заявил, что в их помощи нет нужды. Это было явно проявлением неприязни, что ускорило сворачивание программы. На самих аэродромах отношение к американским летчикам и персоналу резко ухудшилось, причем на всех уровнях – от множества запретов со стороны руководства и до воровства на уровне личного состава. Также было несколько случаев якобы случайного обстрела американских самолетов, а в качестве оправдания говорили, что американские летчики не придерживались своих воздушных коридоров и вылетали за их пределы. Позже в ходе холодной войны эти факты припоминали еще не один раз.
И напоследок немного фото: