Согласно историческим источникам, первые парусные суда появились в Древнем Египте примерно в IV тысячелетии до нашей эры. Дальнейшая эволюция мореплавания происходила за счёт внедрения более технологичных решений, которые давались человечеству преимущественно ценой природных ресурсов. Шведские инженеры из компании Wallenius Marine приняли решение вновь вернуться к плаванию под парусом, презентовав миру концепт парусника будущего под названием Oceanbird.
При поддержке Администрации транспорта Швеции Wallenius Marine объединила свои усилия со специалистами из морской консалтинговой компании SSPA и Королевского технологического института. Их задача заключается не только в разработке экологически чистых транспортных технологий, но и в «воспитании» нового поколения инженеров с целью передачи опыта экспертов из общественных и частных секторов индустрии – как производственных, так и научных. Wallenius Marine является координатором проекта wPCC (wind Powered Car Carrier), в рамках которого производится разработка концепта футуристического парусного судна, предназначенного для перевозки автомобилей через Атлантический океан. Учёные из КТИ отвечают за проработку таких элементов проекта, как аэродинамика, механика парусов и анализ достигнутых результатов. Специалисты из SSPA взяли на себя задачи, которые касаются развития новых методик оценивания инновационных технических решений и рисков. К примеру, именно они производят тестирование концепта с использованием методов симуляции различных аэро- и гидродинамических условий. В общей сложности на реализацию проекта wPCC было выделено 27 миллионов шведских крон.
Проект wPCC стартовал в 2019 году, а в сентябре 2020 года его участники презентовали концепт парусника будущего – Oceanbird. История мореплавания как нельзя лучше демонстрирует то, как ветер помогал человечеству познавать мир. Теперь, по задумке шведских инженеров, ветер поможет людям сохранить природу. Разработанная шведами технология сможет использовать силу ветра для передвижения даже самых огромных океанических судов, сократив количество выбросов в атмосферу и воду на 90%.
Концепт Oceanbird представляет собой грузовое судно длиной 200 метров и шириной 40 метров. В движение его приводят 5 парусов из стали и композитных материалов высотой 80 метров каждый – вдвое больше, чем у самых крупных традиционных парусных судов. Парусник возвышается над водой примерно на 105 метров, однако благодаря телескопической конструкции при необходимости паруса можно опускать, понижая наивысшую точку судна до отметки в 45 метров. Такая особенность конструкции придётся кстати при прохождении под мостами либо при сильном ветре, когда понадобится уменьшить площадь паруса. Такелаж инновационного парусника не требует от экипажа обладания мастерством хождения под парусом. Конструкция и органы управления парусов делают их похожими на крылья самолёта, а главное их достоинство в сравнении с традиционным такелажем заключается в возможности электродистанционного управления. Для безопасного маневрирования в пределах гавани Oceanbird будет оснащён вспомогательным двигателем, который работает исключительно на энергии, полученной из экологически чистых источников.
Первый прототип Oceanbird будет грузовым судном, предназначенным для трансатлантической перевозки автомобилей. По расчётам инженеров, один такой парусник сможет вместить в себя около 7000 тысяч машин. Впрочем, шведы уверяют, что подобная концепция парусного судна применима и для других типов кораблей, к примеру, для круизных лайнеров. В Wallenius Marine подсчитали, что Oceanbird сможет преодолеть Атлантику примерно за 12 дней, поддерживая среднюю скорость на уровне 10 узлов (18,5 км/ч). Администрация транспорта Швеции рассчитывает, все работы в рамках проекта wPCC будут окончены к 2022 году. Спуск на воду первого инновационного парусника должен состояться в 2024 году.
Участники проекта wPCC считают, что человечеству стоит поспешить, чтобы достичь цели, поставленной Международной морской организацией, и к 2030 году снизить количество выбросов парниковых газов в сфере мореплавания на 40%. Oceanbird станет одним из лидеров вершения технологической революции в отрасли судоходства. Уникальный парусник покажет миру, что даже огромные грузовые суда могут достичь минимального уровня загрязнения окружающей среды, используя ветер в качестве главного источника энергии.