Баларам Кхамари в лабораторном халате склонился над дюжиной чашек Петри, заполненных невидимыми колониями бактерий. Пару дней назад молодой учёный наполнил лабораторные сосуды агар-агаром – желеподобной питательной субстанцией, получаемой из красных водорослей, посеял на него бактерии и поместил чаши в инкубатор. Кхамари ожидал, пока различные культуры бактерий образуют разноцветные колонии – не в рамках научного исследования, но во имя искусства. В нашей статье мы расскажем Вам о такой удивительной форме создания художественных произведений, как агаровое искусство.
Научный сотрудник кафедры бионаук при Университете Шри Сатья Саи в индийском Путтапарти Баларам Кхамари является частью стремительно растущего международного сообщества исследователей, которые используют микроорганизмы для живописи в чашках Петри. Так называемое агаровое искусство подразумевает культивирование бактерий и других микроорганизмов на агаровой питательной среде. По словам Баларама, подобная деятельность позволяет ему и его коллегам реализовать свою страсть к науке и искусству в одном хобби.
Агар-агар стал неотъемлемым атрибутом микробиологических исследований в 1884 году. Учёные начали использовать его как питательную среду для изучения развития различных культур микроорганизмов: прежде их выращивали на твёрдых продуктах питания, однако такой метод имел ряд недостатков. Для создания питательной подложки агаровый порошок смешивали с дистиллированной водой. В чашках Петри агаровое покрытие выглядело как прозрачный гель, на который наносят посевной материал – бактерии, грибы и т. п.
Хотя агаровое искусство обрело широкую популярность лишь в последние несколько лет, живопись в чашках Петри – вовсе не новая причуда. Александр Флеминг, который открыл антибактериальные свойства пенициллина на агаровой среде в 1928 году, также увлекался созданием картинок из микроорганизмов. Британский микробиолог любил заниматься живописью, используя свою страсть как мотивацию к исследованию новых живых организмов и их уникальных функций. Не исключено, что открытие пенициллина стало возможным благодаря стремлению Флеминга к поиску прекрасного. Его предшественники и коллеги, без сомнения, не раз сталкивались с пенициллином в собственных чашках Петри, но, вероятно, считали такие образцы бактериальных колоний попросту испорченными. Флеминг же увидел среди похожих на звёзды и планеты колоний стафилококков крупную светлую колонию плесневых грибов, которая, будто яркое восходящее солнце, выжигала бактерии на своём пути. Вопреки успехам Флеминга, агаровое искусство практически не привлекало внимания научного сообщества до 2015 года, когда Американская ассоциация микробиологов инициировала ежегодный конкурс по живописи в чашке Петри.
В 2020 году работа Баларама, на которой изображён павлин – национальная птица Индии, взяла второе место в традиционной категории конкурса «Агаровое искусство» от Американской ассоциации микробиологов. Кхамари понадобилось 4 попытки, чтобы все микроорганизмы в чашке Петри образовали колонии нужной формы и цвета. К примеру, для изображения тела павлина он использовал кишечную палочку (E. coli), а перья его роскошного хвоста и крыльев представляют собой комбинацию узоров из кишечной палочки и золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus) – двух самых распространённых человеческих патогенов. Небольшие колонии вокруг головы птицы и в её глазу – это энтерококк Enterococcus faecalis.
Агаровое искусство может быть опасным, поскольку используемые для создания дизайнов патогены нередко провоцируют серьёзные заболевания. Например, тот же золотистый стафилококк может привести к тяжёлой бактериальной пневмонии, поражению костного мозга, воспалению мозговых оболочек, инфекционно-токсическому шоку и сепсису. Во избежание несчастных случаев в лаборатории агаровые художники зачастую работают в помещениях с контролируемой средой, в которых биозагрязнения сдерживаются при помощи специальных средств. Кроме того, сложность реализации живописи в чашках Петри заключается в том, что при посеве микроорганизмов результат их роста виден только спустя несколько дней. Потому, например, Баларам проводит собственные выходные за экспериментами с различными организмами, чтобы создать более наглядную палитру цветов и форм. В 2021 году он рассчитывает на победу в конкурсе: в этот раз учёный планирует представить портрет-этюд, в котором цвет кожи будет реализован при помощи светло-жёлтых колоний кишечной палочки.
Фредерик Хаммес – микробиолог из Швейцарского федерального института водных наук и технологий – открыл для себя агаровое искусство в далёком 2005 году. Тогда в рамках подготовки к научной ярмарке он и его коллеги изолировали множество разноцветных колоний микроорганизмов. Вдохновением для первой работы Хаммеса стала одна из картин Ван Гога с подсолнухами. Учёный посчитал, что широкие, жестикуляционные мазки нидерландского художника как нельзя лучше подходят для работы с бактериями на агаровой питательной среде. С 2005 года Фредерик преуспел в агаровом искусстве, овладев техникой создания 3D-фигур, возвышающихся над чашками Петри в виде скульптур. Кроме того, Хаммес делится своими навыками создания предметов агарового искусства из микроорганизмов, доступных в любом доме, в онлайн мастер-классах.