В 2014 году французский аукционер Марк Лабарб узнал от своего друга о неизвестной картине, обнаруженной на чердаке старинного дома в Тулузе. Полотно было неузнаваемым из-за толстого слоя пыли и водяных подтёков. Лабарб осторожно очистил лицо одного из персонажей картины и отправил фото искусствоведу Эрику Туркуину. Полотно, случайно найденное новым хозяином дома во время ремонта на чердаке, оказалось давно утерянной картиной итальянского художника Микеланджело Меризи де Караваджо «Юдифь и Олоферн». Эксперты ожидают, что на аукционе Лабарба 27 июня 2019 года отреставрированный холст уйдёт из-под молотка не менее чем за 150 миллионов евро.
Сегодня новообретённый шедевр руки итальянского реформатора живописи XVII века Караваджо находится в галерее Колнаги в Лондоне. Судя по историческим заметкам, Караваджо написал картину «Юдифь и Олоферн» в 1607 году. Об этом свидетельствуют несколько письменных документов: два письма 1607 года, адресованные графу Мантуи, в которых описаны детали картины, завещание фламандского художника Луи Финсона 1617 года и перепись имущества его товарища Абрахама Винка, датированная 1619-м годом. Никаких данных о судьбе картины после 1619 года обнаружено не было, однако предполагают, что Винк передал её одной из галерей бельгийского города Антверпена, где она находилась примерно до 1689 года. Специалисты предполагают, что на чердаке частного дома в Тулузе полотно хранилось на протяжении ста – ста пятидесяти лет.
Караваджо написал «Юдифь и Олоферн» на закате своей жизни, когда вынужден был бежать из Рима из-за обвинения в убийстве. Эти тёмные времена отразились в более угрюмом настроении картины по сравнению с другим полотном, написанным по тому же сюжету. Картина отображает мотивы ветхозаветной книги Иудифи. Олоферн был полководцем армии Навуходоносора II, которая вторглась в Иудею. Иудейская вдова Юдифь завоевала его доверие и лишила армию начальника, обезглавив Олоферна.
По сравнению с первой картиной по сюжету книги Иудифи, написанной Караваджо в 1599 году, полотно 1607 года более грубое и мрачное. При написании поздней картины художник использовал более жёсткие мазки. Выражение лица Юдифи сменилось с тревожного на решительное и отвращённое, а её светлым одеждам пришло на смену тёмное платье вдовствующей молодой женщины.
До обнаружения картины в Тулузе искусствоведы догадывались о её существовании из-за копии фламандского художника Луи Финсона. Финсон был одним из первых верных последователей Караваджо и потому не раз копировал его работы, чтобы лучше понять стиль и технику. В 2014 году эксперты опасались, что новообретённая картина «Юдифь и Олоферн» может оказаться лишь искусной копией. При дальнейшем изучении полотна под верхним слоем краски им удалось обнаружить следы исправлений поз и выражений лиц персонажей. Подобные исправления свидетельствуют об оригинальности картины, так как копиисты, как правило, просто воспроизводят изображение, не внося никаких изменений.
Туркуин и Лабарб надеются, что картина «Юдифь и Олоферн» не окажется вновь скрытой от человеческих глаз в частной коллекции. Это полотно – один из немногих сохранившихся холстов Караваджо. Предположительно, до наших дней дошли лишь 79 полотен, но авторство Караваджо подтверждено в отношении только 66-ти из них. После столь долгого заточения на чердаке картина «Юдифь и Олоферн» достойна занять своё место в одном из музеев мира.