«Перевёрнутая Дженни»: история уникальной марки

«Перевёрнутая Дженни» — один из самых ценных и дорогостоящих образцов во всей филателии. В нашей статье мы расскажем вам историю этой необычной марки.

«Перевёрнутая Дженни»: история уникальной марки
Hannah Whitaker

Вечер 14 мая 1918 года 29-летний клерк биржевого маклера и филателист Уильям Т. Роби провёл разъезжая по Вашингтону на трамваях, пытаясь скрыться от преследования представителей Почтовой службы США с ценным грузом. Когда мужчина наконец добрался домой, он поспешил поделиться с женой своей находкой — в его распоряжении оказались 100 уникальных марок, известных сегодня как «Перевёрнутая Дженни», и сотрудники почтовой службы были намерены вернуть их. Супруги припрятали чемодан с марками под своей кроватью и погрузились в тревожный и прерывистый сон.

За пару дней до этих событий Почтовая служба США запустила печать двух миллионов новых 24-центовых марок с особенным дизайном — изображением биплана Curtiss JN-4H «Дженни» фирмы «Кёртисс», выбранного для перевозки почты, в патриотических красно-синих цветах. Таким образом оператор почтовых услуг решил отметить открытие регулярных авиарейсов между Вашингтоном, Филадельфией и Нью-Йорком. На фото переднюю кабину учебного JN-4H заменили почтовым грузовым отсеком. Разработкой дизайна руководил Клер Обри Хастон из Бюро гравировки и печати.

George Johnson, Aviation Section, US Army Signal Corps

Создание марки шло в большой спешке, а использование двух цветов означало, что продукт должен был пропускаться через печатный станок дважды. И наконец, изделие печатали листами по 100 единиц, а не по 400, как обычно. Все эти обстоятельства существенно повышали вероятность ошибок. К тому же ранее подобные случаи уже бывали. В частности, марки перевёртки выпускались как минимум дважды — в 1869 и 1901 гг. Как следствие, в преддверии выхода марки филателисты рассчитывали, что им удастся заполучить в своё распоряжение хотя бы часть марок с ошибками. Потому многие из них, в том числе и Уильям Т. Роби, дежурили у местных почтовых отделений, чтобы первыми урвать марки после их поступления.

Коллекционеры оказались правы. В общей сложности в бюро напечатали 9 листов-перевёртков, содержащих по 100 марок каждый. По официальным данным, сотрудники организации выявили 8 листов и уничтожили их, отправив весь остальной тираж в отделения Вашингтона, Нью-Йорка и Филадельфии. Утром 14 мая Роби отправился в Вашингтон, зашёл в почтовое отделение и поинтересовался о наличии новых марок «Дженни». В этот момент сотрудник показал ему единственный сохранившийся лист с перевёртками. В тот момент сердце Уильяма на мгновение замерло, и он поспешил приобрести сразу целый лист, отдав за них $24 ($510 с учётом инфляции). Лишь рассчитавшись с сотрудником коллекционер уведомил его о том, что ему продали марки с перевёрнутой «Дженни».

«Перевёрнутая Дженни»: история уникальной марки
«Дженни» / Bureau of Engraving and Printing; Imaging by Gwillhickers. U.S. Post Office
«Быстрая Дженни» / R. A. Nonenmacher

Оказалось, что тот сообщил об этом своему начальству, и в тот же день продажа новых марок остановилась для перепроверки оставшегося тиража на предмет опечаток, а представители Почтовой службы отправились на поиски Роби, чтобы вернуть лист-перевёрток. В частности, 14 мая они побывали на работе Уильяма и даже в его доме. Впрочем, Почтовая служба не имела легальных оснований для конфискации марок, а подобные меры были лишь попыткой запугать филателиста.

Отсрочка продаж дала Роби дополнительную фору, чтобы найти покупателей, набить цену и наконец сбросить Почтовую службу США со своего хвоста, пока в распоряжении коллекционеров не появились другие марки с ошибками. Спустя всего неделю Уильям продал весь лист дилеру марок Юджину Кляйну в Филадельфии за $15 000 ($317 000 с учётом инфляции). Этих денег семье Роби оказалось достаточно, чтобы купить дом и машину. Спустя 105 лет после выпуска лист марок «Перевёрнутая Дженни» был многократно разделён, а отдельные экземпляры десятки раз переходили из рук в руки. К примеру, марку №78 (по её месту в листе) удалось спасти из чрева пылесоса, а №66 была украдена во время выставки в 1955 и утеряна. Две образца — №2 и №70 являются частью экспозиции Музея Почты в Вашингтоне.

Wikimedia Commons

Как и выпуск праздничной серии марок, приуроченной к старту почтовых авиаперевозок, сам запуск почтовых перевозок также пошёл не по плану. На тот момент коммерческих авиаперевозчиков ещё не существовало, потому эту задачу взяли на себя военные пилоты. Честь перевозить почту между Вашингтоном и Филадельфией выпала Джорджу Бойлу — зелёному лейтенанту, который получил работу только потому, что был обручён с дочерью главы Комиссии по торговле между штатами. В силу малого лётного опыта в своей первый полёт он направился на юг вместо севера и претерпел твёрдую посадку в Мэриленде. Во время второго рейса он снова полетел не туда, остановился на дозаправку в южной Виргинии, а затем вновь совершил аварийную посадку на территории загородного клуба в Филадельфии — примерно в 24 км от своего пункта назначения. Несмотря на внушительные связи, третьего шанса Бойл не получил.

Несмотря на откровенно неблагоприятный старт, почтовые авиаперевозки в США вскоре пошли в гору и к 1920 году вышли на трансконтинентальный уровень. Марки «Перевёрнутая Дженни» также весьма удачно взлетели в цене. К примеру, в 2021 году квартблок из четырёх экземпляров ушёл с молотка за $4,9 млн, а в конце 2023 года единичную марку №49, которая хранилась в банковской ячейке до 2018 года, продали за рекордные $2 млн.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий