Ливанская художница Хаят Назер не помнит тех времён, когда в её родной стране царил мир. Однако она научилась выражать свою грусть и скорбь в искусстве. Одним из её творений стала безымянная скульптура-мемориал в виде длинноволосой девушки из обломков, собранных после взрывов в Бейруте.
4 августа в складских помещениях городского порта Бейрута прогремели два мощных взрыва, которые унесли с собой жизни 190 человек. Более 6 тысяч человек получили травмы разной степени тяжести и около 300 тысяч остались без крыши над головой. Ливан уже давно переживал политический, социально-экономический и финансовый кризис, однако это событие буквально парализовало страну.
Как и многие жители Бейрута, Хаят Назер приняла участие в уборке и восстановлении города. Именно тогда ей в голову пришла идея использовать некоторые обломки для создания скульптуры, которая стала бы символом объединения и возрождения. На протяжении нескольких недель Назер собирала фрагменты деформированных металлических конструкций, осколки разноцветного стекла, керамики и покинутые вещи жителей Бейрута. В частности, девушка лично обращалась к семьям, чьи дома были разрушены в результате взрывов, с вопросом о том, какие предметы она могла бы включить в свою скульптуру. В такие моменты её поражала реакция простых людей, потерявших свой дом, но готовых отдать ей самые ценные вещи, связанные с их детством, близкими людьми и надеждами на будущее.
Закончив свой поиск, Назер собрала из найденных обломков и вещей статую женщины с развевающимися на ветру длинными волосами и платьем. В руке скульптуры художница закрепила ливанский флаг, а у её ног разместила разбитые часы, на циферблате которых навсегда замерло время первого взрыва 6:08. Для Хаят процесс создания статуи из крупиц и обломков разрушенного города оказался катартическим: в своём творении она выразила собственную скорбь и передала эмоции людей, чьи вещи так или иначе оказались внутри скульптуры.
Безымянная скульптура Бейрута была не первой работой Назер на тему социальных и политических проблем Ливана. Ещё до взрывов в порту страну охватили многомесячные антиправительственные протесты: их участники выступали против коррупции, некомпетентного управления экономикой и элит, которые обвиняют в том, что даже через 30 лет после окончания гражданской войны жизнь большинства ливанцев не изменилась к лучшему. Хаят пыталась поддержать протестующих, выражая идеи движения в искусстве.
В 2019 году она представила Бейруту статую Феникса – мифической птицы, которая восстаёт из пепла: в основу скульптуры легли фрагменты палаток, разгромленных участниками акций политического контр-протеста. В рамках другого проекта Назер использовала камни и баллончики из-под слезоточивого газа, оставшиеся на улицах после протестов, чтобы создать так называемое «Сердце революции». Помимо скульптур, в коллекции Хаят есть граффити и картины на полотнах – все работы художницы запечатлены на её странице в Instagram. Многие творения Назер были уничтожены: очевидно, они пришлись не по вкусу представителям ливанского правительства, которое не слишком радушно воспринимает критику в свой адрес. Девушка опасается, что та же судьба ожидает и её последнюю работу. Несмотря на это, Хаят надеется, что эта скульптура станет не только своеобразным мемориалом погибшим, но и символом борьбы её народа с режимом.
Источник фото: Хаят Назер