Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)

Дизайн первых автомобилей Джорджетто Джуджаро, разработанных им во время работы в ателье Bertone и Ghia, характерен элегантными, но смелыми формами.

Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Gordon-Keeble (1959)
Ralf Prien

В 1960 году на Женевском автосалоне был презентован прототип автомобиля Gordon GT, разработанный Джорджетто Джуджаро в составе ателье Bertone. Известный на рынке как Gordon-Keeble, автомобиль стал первым осуществлённым проектом молодого дизайнера. Этот проект зародился, когда основатели британской компании Peerless Джон Гордон и Джим Кибл попытались создать комфортный четырёхместный автомобиль, который стал бы достойным конкурентом Aston Martin. Они разработали шасси и оборудовали его 4,6-литровым двигателем Chevrolet V8, независимой передней подвеской и дисковыми тормозами на всех колёсах. «Скелет» будущего автомобиля отправился в Турин, где он «оброс» стальным кузовом, построенным по проекту Джуджаро.

Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Robert Knight

В то время индустрия испытывала сложности с доставкой компонентов, потому сотрудникам Gruppo Bertone постараться, чтобы успеть собрать прототип впору к Женевскому автосалону. Хотя на полный сбор прототипа Gordon-Keeble у них ушло всего 27 дней, автомобиль впечатлил руководство компании Chevrolet достаточно, чтобы запустить производство пробной серии. Прототип представлял собой впечатляющее зрелище: слегка наклонённые сдвоенные пятидюймовые фары окружали широкую решётку радиатора, придавая автомобилю несколько агрессивный вид. Вместе с тем Gordon-Keeble выглядел весьма элегантно благодаря плавным линиям кузова и большой площади остекления. Интерьер автомобиля напоминал салон роскошного истребителя благодаря стильным приборам и тумблерам. Для его оформления использовали авиационный поливинилхлорид. В продолжение воплощения образа самолёта Gordon-Keeble получил сразу два бензобака.

DriveTribe

В серийное производство Gordon-Keeble пошёл уже в кузове из стеклопластика, а поливинилхлорид заменили искусственной кожей. Кроме того, на серийной версии устанавливали более мощный 5,4-литровый восьмицилиндровый двигатель на 300 л. с. от Chevrolet Corvette. К сожалению, помимо выставочного образца, удалось собрать всего 99 экземпляров Gordon-Keeble из-за перебоев с поставкой комплектующих.

Ferrari 250 GT «Competition» Berlinetta SWB Speciale Bertone (1959)
Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
fklv (Obsolete hipster)
Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Sotheby’s

Серия Ferrari 250 была самой успешной среди ранних спортивных автомобилей компании. Покупатели моделей из линейки Ferrari 250 GT могли предварительно выбрать характеристики силовой установки и элементы дизайна, обсуждая все детали непосредственно с Энцо Феррари. К концу 1950-х «золотым стандартом» стала 250 GT Berlinetta SWB с короткой базой в оформлении итальянского ателье Pininfarina, однако наличие стандартизированного дизайна вовсе не препятствовало сохранению спроса и на более эксклюзивные варианты оформления автомобилей. Стайлинг-ателье Gruppo Bertone приложило руку к созданию двух уникальных вариаций Ferrari 250 GT. Автором одной из них был 21-летний Джорджетто Джуджаро, разработавший дизайн для кузова под номером 1739GT.

Sotheby’s
Sotheby’s

Ferrari 250 GT «Competition» Berlinetta SWB Speciale Bertone представляет собой сочетание классических элементов Ferrari: чувственных форм и задорного характера на коротком гоночном шасси. Изначально кузов 1739GT был представлен в цвете Bianco Perlato (жемчужный белый). Стойки, пороги, а также передний и задний бамперы Ferrari 250 GT изготовлены из тщательно отполированной нержавеющей стали. Внутреннее убранство салона было выполнено из премиальной бирюзовой кожи от британской компании Connolly leather. Роскошный интерьер был представлен полностью адаптируемыми сидениями, набором эксклюзивных чемоданов для размещения багажа владельца, электрическими стеклоподъёмниками и ручкой механической коробки передач необычной формы – в виде рукоятки пистолета. Отличительной чертой кузова стала уникальная конструкция капота и передних крыльев, благодаря которой их можно было раскрыть подобно створкам ракушки, чтобы во всей красе лицезреть переднюю часть шасси автомобиля и двигатель – V-образный двенадцатицилиндровый Ferrari Colombo Engine объёмом 2,95 литра и мощностью более 280 л. с.

Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Sotheby’s

В 1980-х автомобиль был отреставрирован: он сохранил свои индивидуальные черты и формы, получив элегантный серебристый кузов и обтянутый насыщено-красной кожей салон.

2000 Sprint (1960) / 2600 Sprint (1962)
Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Wikimedia Commons
Classic Driver

Alfa Romeo 2000 Sprint – первый дизайн, разработанный Джорджетто Джуджаро в составе стайлинг-ателье Gruppo Bertone. Этот привлекательный и комфортный 4-местный автомобиль класса GT стал законодателем стиля для последующих купе компании Alfa Romeo. Общие очертания Alfa Romeo 2000 Sprint весьма напоминают Gordon-Keeble: плавные линии, длинный капот, сдвоенные фары и вдохновлённый авиационной тематикой интерьер. В основе автомобиля лежит несущий кузов из алюминия с переднемоторной заднеприводной компоновкой. Рядный 1,9-литровый четырёхцилиндровый двигатель достался 2000 Sprint от его предшественника Alfa Romeo 1900. От базовой версии Alfa Romeo 2000 модификацию Sprint отличает наличие двух карбюраторов Solex с горизонтальным потоком воздуха, а также более высокая степень сжатия, благодаря которым мощность двигателя увеличилась со 104 л. с. до 113 л. с.

Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
AutoNews
Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
AlfvanBeem

В 1962 году на смену Alfa Romeo 2000 Sprint пришла модель 2600 Sprint – последний автомобиль компании с рядным шестицилиндровым двигателем с двойным верхним распредвалом. Этот двигатель объёмом 2,59 литра мощностью 145 л. с. разгонял 2600 Sprint до 197 км/ч. Как и в случае с предыдущей моделью, ателье Bertone занималось созданием версии в кузове купе. Годом позже Джуджаро также предложил компании Alfa Romeo дизайн кузова кабриолет, однако её руководство предпочло дизайн ателье Touring. 2600 Sprint оказался куда удачнее своего предшественника: за два года было изготовлено всего 704 единицы 2000 Sprint, а объёмы производства обновлённой версии достигли 7 тысяч единиц. Мощный и привлекательный автомобиль пришёлся по вкусу и итальянскому правительству, которое закупило его модифицированные версии для полиции и карабинеров Италии.

Alfa Romeo 105/115 Series Coupés (1963)
Wikimedia Commons

В сентябре 1963 года на Франкфуртском автосалоне был представлен прототип Alfa Romeo Giulia Sprint GT – одна из моделей серии Alfa Romeo 105/115 Series Coupés, разработанная ателье Bertone и Джорджетто Джуджаро. Клапанная крышка двигателя почти на сантиметр возвышается над панелью передка, потому над решёткой радиатора была сделана характерная ступенька, из-за которой кузов получил прозвище scalino (с итал. шаг или ступенька). От других моделей серии Giulia Sprint GT отличает отсутствие хромированных перекладин на решётке фальшрадиатора и лишённый клыков бампер. В серийных версиях покупатели получали обитую мягким винилом приборную панель с антибликовым покрытием и виниловые сидения, однако при заказе кузова Bertone De Luxe те же элементы можно было выполнить в коже.

bad_Q

Модель Alfa Romeo Giulia Sprint GT стала первым спортивным автомобилем в модельной линии Alfa Romeo Giulia. Её оснащали алюминиевым рядным четырёхцилиндровым двигателем объёмом 1,6 литра. Оборудованный двумя спаренными карбюраторами Weber 40 DCOE 4, он имел максимальную мощность в 105 л. с. при 6000 об/мин и разгонял автомобиль до 180 км/ч. Как и на все модели серии, на Sprint GT устанавливали пятиступенчатую механическую КПП и дисковые тормоза Dunlop. Отдельного внимания стоят задние тормоза: они имели необычную конструкцию со вспомогательными цилиндрами, которые монтировались на трубах полуосей и связывались с суппортами системой тяг и рычагов.

Chevrolet Testudo (1963)
Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Tom Wood / RM Auctions

Пиком сотрудничества Джорджетто Джуджаро и ателье Gruppo Bertone стало создание Chevrolet Testudo – модифицированной версией Chevrolet Corvair Monza. Название модели происходит от латинского слова testudo, которое переводится как «черепаха». Низкий гладкий кузов купе напоминает панцирь черепахи, попасть в который можно через подвижную верхнюю часть кабины. Работая над этим проектом, Джуджаро хотел отойти от устоявшегося в промышленном дизайне правила разделять проекции автомобиля. Он попытался объединить в одном дизайне два типичных представления автомобиля: вид сверху и сбоку, достигнув гармоничной и плавной формы кузова. Молодой дизайнер настолько загорелся этой идеей, что прототип был готов уже через 2 месяца. Нуччо Бертоне всеми силами поддерживал энтузиазм Джуджаро: он даже самостоятельно доставил прототип на Женевский автосалон, проехав за рулём из самого Турина.

Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Getty Images

Особое внимание Джорджетто уделил фарам. В выключенном состоянии передние фары скрывались в капоте, а при включении освещения их выталкивал наружу специальный поворотный механизм. Задние фары, изготовленные из поликарбоната, были интегрированы в плоскость бампера. Таким образом осветительные приборы не нарушали изящной формы кузова. Изюминкой интерьера Chevrolet Testudo стал прямоугольный руль с закруглёнными углами и приборная панель, которая имела форму буквы L и «спускалась» к кулисе коробки передач. Под капотом «черепахи» скрывался шестицилиндровый оппозитный двигатель Chevrolet Turbo-Air 6. Компания производила целую линейку двигателей Turbo-Air 6 с различным объёмом, но в Chevrolet Testudo была установлена 2,376-литровая версия HPE мощностью 102 л. с.

Tom Wood / RM Auctions
Alfa Romeo Canguro (1964)
Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Gear$Head

Джуджаро создал концепт-кар Alfa Romeo Canguro в качестве дорожной альтернативы для спортивного Alfa Romeo Giulia TZ. Компания Alfa Romeo организовала конкурс на лучший дизайн между конкурирующими ателье Pininfarina и Bertone, предоставив им шасси TZ. Руководству компании пришёлся по вкусу вариант модели в исполнении Джорджетто, однако ни одна версия не пошла в серийное производство из-за технических сложностей. Как и Chevrolet Testudo, дизайн Alfa Romeo Canguro отвергал общепринятые правила разделения автомобиля по горизонтальной и боковой проекции. Однако, в отличие от громоздкого и похожего на черепаху Chevrolet Testudo, Alfa Romeo Canguro получил более изящный и утончённый кузов.

bad_Q

«Кенгуру» получил дорожную версию рядного четырёхцилиндрового двигателя объёмом 1,6 литра, которая обладала мощностью 112 л. с. при 6500 об/мин. Шумиха вокруг нового Alfa Romeo Canguro впервые привлекла внимание публики непосредственно к персоне Джуджаро, который стоял за блестящими успехами ателье Gruppo Bertone. Вскоре Джорджетто стал получать приглашения на работу от множества именитых иностранных компаний, готовых заплатить ему гораздо больше, чем он имел в рядах Bertone.

Iso Grifo (1965)
Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
RM AUCTIONS

Компания Iso широко известна своей микромашиной Isetta. Успех этого чудаковатого транспортного средства помог руководству компании прибыльно продать свои акции и лицензии, чтобы сконцентрироваться на выпуске люксовых спорткаров. Руководство Iso планировала сделать Iso Grifo главным конкурентом Ferrari, Porsche, Ford Mustang и др. Название модели – Grifo или «грифон» должно было отражать превосходство над автомобилями, на эмблемах которых изображены лошади, ведь по легенде, грифоны всегда презирали лошадей и любили лакомиться их мясом.

Wikimedia Commons

В производстве Iso Grifo использовали надёжные детали от Chevrolet и Ford, а разработкой кузова занялся сам Джорджетто Джуджаро – чем не гарантия успешного проекта? Автомобиль получил одновременно элегантный и агрессивный облик, за которым скрывается бодрый 365-сильный двигатель Chevrolet 327 от Chevrolet Corvette. Хотя Iso Grifo стоил почти в два раза дороже Chevrolet Corvette, он был гораздо легче и динамичнее благодаря кузову из облегчённой прессованной стали. К тому же его высота составляла всего 110 см. Максимальная скорость модели достигала 256 км/ч.

Fiat 850 Spider (1965)
Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Getty Images

Родстер Fiat 850 Spider, дизайн которого разработало ателье Bertone, разительно отличался от своих собратьев по модельному ряду. В отличие от довольно угловатых кузовов Special, Familiare и Coupé, Spider располагал томными и изящными формами. Даже сохранив такие типичные для фиатов тех годов черты, как «пухлость» кузова и глазастость, он выглядел гораздо более подтянутым и привлекательным. Отдельные элементы своего революционного Chevrolet Testudo Джуджаро перенёс в дизайн миниатюрного кабриолета Fiat 850 Spider, например, пологие крылья, которые способствовали улучшению аэродинамических характеристик.

creativelabs ck-cabrio

Fiat 850 Spider весил менее 700 кг, потому для воплощения своего спортивного амплуа ему вполне хватало небольшого двигателя объёмом 0,843 литра. При мощности 49 л. с. максимальная скорость автомобиля достигала 145 км/ч. На волне популярности родстеров Fiat 850 Spider стал любимцем публики, и его коммерческий успех помог увеличить объёмы производства на базе ателье Bertone.

Giugiaro Ford Mustang (1965)
Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
BERTONE

Несмотря на успех Fiat 850 Spider, Джуджаро принял решение покинуть ателье Bertone. Однако перед своим уходом он взялся за проект преображения Ford Mustang. С просьбой придумать новый облик для американского «мустанга» к Нуччо Бертоне обратился основатель авто-журнала Automobile Quarterly Л. Скотт Бэйли. Журналист хотел, чтобы итальянцы создали шедевр, который затмил бы оригинальный дизайн Ford Mustang, созданного на базе семейного седана Ford Falcon.

ROAD&TRACK/BERTONE

Джуджаро впервые работал с американскими автомобилями и не испытывал по этому поводу особого энтузиазма. Конечный дизайн Giugiaro Ford Mustang мало отличался от оригинального 289 fastback, доставленного в Турин для преображения. В первую очередь Джорджетто видоизменил капот и передние крылья, снизив высоту решётки радиатора. Благодаря этому Ford Mustang получил более низкий, гладкий и аэродинамический передок. Кроме того, он убрал задние воздухозаборники и установил на их место сплошное панорамное стекло, а также уменьшил крышку топливного бака. Заводские колёса «мустанга» в ателье Bertone заменили 14-дюймовыми шинами Pirelli Cinturato на авторских дисках из магниевого сплава.

Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
BERTONE

Увы, современное местоположение Giugiaro Ford Mustang не известно: автомобиль пропал с радаров мировой публики после получения награды «Best of Show» на международном автосалоне в Нью-Йорке и серии выставок в Париже, Лондоне и Турине. Известно, что ателье Bertone выставило его на продажу за треть реальной стоимости, однако дальнейшая судьба автомобиля остаётся тайной.

De Tomaso Mangusta (1965)
Thomas Doerfer

По окончании работы в ателье Bertone Джуджаро решил не покидать страну, несмотря на приглашения от иностранных компаний. Вместо этого он вступил в ряды другого итальянского ателье Ghia. Аргентинец Алехандро де Томазо, который стал во главе Carrozzeria Ghia после приобретения ателье американцами, предложил американскому автогонщику Кэрролу Шелби свою помощь в создании гоночного автомобиля, когда узнал, что его Shelby Cobra не сможет участвовать в гонке. Название созданной ателье Ghia машины отражает символическую победу мангуста над коброй. Ходят слухи, что де Томазо выбрал такое название, когда договор с Шелби провалился из-за конфликтов по дизайну и техническим характеристикам будущего автомобиля.

Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Craig Howell

Главной фишкой дизайна De Tomaso Mangusta стало центральное расположение двигателя. Доступ в моторный отсек и в багажник открывался через вертикально открывающиеся двери, напоминающие крылья чайки. После ухода из Bertone Джуджаро пытался найти новое видение автомобилей. Этим объясняются более смелые, почти агрессивные линии и острые углы, задачей которых было направление взгляда наблюдателей не вдоль поясной линии автомобиля, а вверх по его контуру. Серийное производство «мангустов» стартовало в 1967 году. Европейская версия получила 306-сильный двигатель Ford 289 V8, а североамериканская – 230-сильный Ford 302 V8. Несмотря на относительно низкую цену, De Tomaso Mangusta не стала любимцем публики из-за ненадёжной подвески и чересчур низкого дорожного просвета.

Maserati Ghibli (1966)
Getty Images

Maserati Ghibli впервые презентовали на Туринском автосалоне в 1966 году. Согласно политике компании Maserati, автомобиль получил название ветра – жаркого североафриканского сирокко (ghibli на ливийском диалекта арабского языка). Ghibli стал последней моделью с передним расположением двигателя. Суперкар отличается максимально заниженной линией длинного капота, которой удалось достичь благодаря закрывающимся фарам. Салон, оформленный с использованием кожи Connolly и деревянных панелей, предлагал водителю и пассажирам нетипичный для спорткаров уровень комфорта. Ghibli по сей день считают одним из красивейших автомобилей в модельном ряду Maserati.

Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Maserati

Джуджаро придал Maserati Ghibli чрезвычайно низкий профиль, техническое выполнение которого стало возможным благодаря оснащению двигателя системой смазки с сухим картером. Литой алюминиевый 4,7-литровый мотор с четырьмя распредвалами и четырьмя карбюраторами выдавал 340 л. с., разгоняя купе до 265 км/ч. Кроме того, покупатели могли выбрать опциональный 4,9-литровый двигатель серии SS. Обладая мотором мощностью в 355 л. с., Maserati Ghibli выстреливал до 100 км/ч за 6 секунд. При этом у клиентов был выбор между 4-ступенчатой АКПП и 6-ступенчатой МКПП.

Oldsmobile Thor (1967)
Ранние работы Джорджетто Джуджаро (1959-1967)
Oldsmobile

Джуджаро разработал концепт-кар Oldsmobile Thor на базе переднеприводного Oldsmobile Toronado компании General Motors. GM согласились на сотрудничество с Carrozzeria Ghia, чтобы привлечь внимание покупателей к оригиналу – Oldsmobile Toronado. Главный дизайнер GM Уильям Митчелл был в восторге от De Tomaso Mangusta и Maserati Ghibli. Потому он хотел, чтобы в Oldsmobile Thor отдельные их черты стали частью оригинального Toronado. Thor перенял себе так называемый «силовой модуль» от инженеров GM – большой 7-литровый мотор на 385 л. с. Судьба этого уникального автомобиля неизвестна: до 2004 года он обитал в музее De Tomaso, однако после закрытия музея его след пропал.

Ghia
Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь