80 лет назад при раскопках курганного некрополя Саттон-Ху на востоке Англии была обнаружена погребальная ладья, предположительно, принадлежавшая королю Восточной Англии Редвальду. Судно получило прозвище «корабль-призрак» из-за того, что в толще земли сохранились лишь его очертания и металлические фрагменты, так как дерево давно сгнило. Команда британских археологов и судостроителей создала трёхмерный цифровой макет ладьи и надеется воссоздать его действующую модель в натуральную величину, чтобы пролить свет на историю мореплавания англосаксонского периода.
Созданием 3D-модели ладьи занималась компания Sutton Hoo Ship. Её директор Мартин Карвер рассказал, судоходство было важнейшей частью жизни англосаксов. Благодаря навыкам мореплавания они достигли берегов современной Англии, однако в истории сохранилось слишком мало свидетельств того, как развивалась эта индустрия. Археологи считают, что «корабль-призрак» поможет им получить больше информации о том, какие технологии судостроения использовались в V-XI вв., как ранние суда вели себя на воде в реках, озёрах и морях, насколько хорошо они справлялись с ветрами и приливами и т. п.
По оценкам экспертов, возраст погребальной ладьи некого англосаксонского короля составляет около 1400 лет. Учёные считают, что в VII веке нашей эры «корабль призрак» регулярно ходил в море и использовался в торговле и военном деле. Внутри судна археологи нашли многочисленные сокровища, среди которых были английские, византийские и франкские ценности, в том числе и знаменитый церемониальный шлем из Саттон-Ху. Предположительно, некрополь стал последним пристанищем короля Редвальда, который правил Восточной Англией с 599 по 624 год. Редвальд происходил из династии Вуффингов, которую нередко связывают со шведским кланом Вульфингов, упомянутым в англосаксонской эпической поэме «Беовульф». Он был одним из самых могущественных правителей Англии, а также одним из первых королей, принявших христианство. Однако после крещения Редвальд не отказался от своих языческих богов. В его семейном храме стояло сразу два алтаря – христианский и языческий. Об этом свидетельствует и способ погребения короля – в похоронной церемонии ладья символизировала последнее плавание покойного на пути в загробную жизнь.
«Корабль-призрак» был обнаружен внутри погребального кургана неподалёку от города Вудбридж группой археологов под руководством Базиля Брауна в 1939 году. Несмотря на то, что от 27-метровой деревянной ладьи остались только металлические элементы, исследователям Саутгемптонского университета удалось создать цифровую модель судна. Корабль оставался нетронутым на протяжении сотен лет, потому даже знания расположения заклёпок или гвоздей достаточно для виртуального возрождения всего корпуса ладьи от киля до фальшборта. Расположение металлических фрагментов указывает на общие габариты судна, угол изгиба бортов, направление балок, которые составляют внутренний скелет ладьи, и пр.
Для возрождения погребальной ладьи короля Редвальда историки прибегли к изучению имеющихся данных о традиционных англосаксонских техниках судостроения, а также занялись поисками строительных материалов, которые были доступны людям того времени. Согласно историческим данным, наиболее популярным материалом для судов был английский дуб, которым внакрой обшивали корпус корабля – такой метод обшивки называется клинкерным.
Построить корабль VII века не так-то просто – как физически, так и финансово. Специалисты компании Sutton Hoo Ship ожидают, что для воплощения проекта понадобится около 1,3 миллиона долларов. Археологи приглашают к участию в проекте всех желающих, кто имеет опыт в сфере кораблестроения и умеет обращаться с деревом. Помимо плотников и столяров, команде так же пригодятся фотографы и специалисты, способные работать с историческими источниками и проектной документацией. Если вы не обладаете названными выше навыками, вы всё равно можете стать причастными к возрождению «корабля-призрака». Sutton Hoo Ship предлагает публике стать спонсором проекта, оплатив около 26 долларов за одно из 3598 корабельных гвоздей, необходимых для скрепления корпуса судна. Каждый спонсор получит значок и карту владельца: на ней будет указан уникальный номер, по которому он сможет найти «свой» гвоздь. Кроме-то, желающие могут оплатить вёсла и другие металлические элементы судна. Руководство компании считает, что возрождённый «корабль-призрак» будет готов покорять моря в 2022 году.