Переходя дорогу, пешеходы зачастую устанавливают с водителями зрительный контакт, чтобы удостовериться, что их заметили и готовы пропустить. Но что, если в машине нет водителя? Учёные из Токийского университета провели исследование с участием гольф-кара «Gazing Car» и пришли к выводу, что беспилотные автомобили были бы безопаснее, если бы у них были глаза.
В рамках нового исследования «Gazing Car» японские учёные оборудовали гольф-кар парой роботизированных глаз. Механический «орган зрения» не имел никаких сенсоров, а управлял им водитель, который находился внутри гольф-кара. Чтобы автомобиль выглядел беспилотным, все его стёкла заклеили полупрозрачным зеркалом, благодаря которому они стали выглядеть затемнёнными. Затем исследователи использовали камеру кругового обзора, чтобы снять видео с 4 сценариями развития событий после того, как гольф-кар «Gazing Car» приблизился к перекрёстку. В первом сценарии автомобиль остановился и ждал, пока пешеход начнёт движение. При этом его взгляд был направлен на пешехода, давая своеобразный сигнал: «я тебя вижу». Во втором сценарии гольф-кар проехал перекрёсток, не глядя на пешехода и не останавливаясь. Вторая половина видео повторяла те же сценарии с автомобилем без роботизированных глаз.
18 добровольцев (9 мужчин и 9 женщин) просмотрели все эти видео в шлеме виртуальной реальности, наблюдая за происходящим с точки зрения пешехода. Видео показывали по несколько раз в случайном порядке, а испытуемым давалось по 3 секунды, чтобы принять решение о том, насколько безопасно переходить дорогу перед гольф-каром в каждом из сценариев. Прежде всего учёные выяснили, что мужчины более склонны продолжать движение, когда ситуация на дороге не является безопасной, например, когда автомобиль едет не останавливаясь. В то же время на примере женщин учёные наблюдали абсолютно противоположную тенденцию: они не решались переходить дорогу даже в тех случаях, когда гольф-кар уже остановился. Впрочем, стоить отметить, что эти ошибки в принятии решений случались гораздо реже, когда пешеходы имели дело с «глазастым» «Gazing Car». По словам мужчин, ситуация казалась более опасной, когда автомобиль «смотрел» в сторону, а женщины чувствовали себя более уверенно и безопасно, если получалось установить зрительный контакт с гольф-каром.
По словам профессора Такэо Игараси, он и его коллеги в полной мере осознают, что картина реакций могла бы быть другой при более масштабном испытании с большим количеством участников и сценариев. Несмотря на это, они верят, что оборудование беспилотных автомобилей глазами – не такая уж и плохая идея. Переход от управляемых транспортных средств к беспилотным – серьёзное изменение дорожно-транспортной ситуации, которое требует существенных адаптаций от всех участников движения. Если такая мелочь, как глаза, может поспособствовать созданию более безопасной среды, почему бы не сделать их частью машин. Для этого понадобится разработать методики синхронизации движения глаз с датчиками системы автоматического управления.
Каким бы забавным ни казался эксперимент японских учёных, стоит отметить, что к такому выводу пришли не только они. К примеру, в 2018 году аналогичные результаты показало внутреннее исследование Jaguar Land Rover. Его участники также признали, что наличие подвижных глаз на автономных транспортных капсулах придавало им уверенности в том, что их увидели и готовые пропустить.